Великий пост

0
653

                          «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание                                                                                              жительству Христову».
священномученик Игнатий Богоносец
Важной составляющей духовной жизни христианина является соблюдение поста. Пост — это особое время, когда верующий все свои душевные силы направляет на покаяние и очищение себя от грехов и пороков. Для этого он усиливает молитву, воздерживается от употребления скоромной пищи и сторонится увеселений.
«Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел» — пишет преподобный Ефрем Сирин.
Среди постов Православной Церкви особым образом выделяется Великий пост, именуемый также Святой Четыредисятницей. Великий пост подготавливает христиан к празднованию главного события человеческой истории — Воскресения Христова или Пасхи. Добровольно подчиняясь смерти и побеждая её в Своём славном Воскресении, Господь дарует каждому человеку возможность приобщиться к Его спасительному подвигу и победить смерть.
Во время постов, установленных Церковью, христианин воздерживается от пищи животного происхождения — мяса, молока, яиц. Великий пост по своему характеру относиться к числу строгих, что подразумевает отказ и от рыбы. Вкушение рыбы в Великий пост разрешается только в дни Великих праздников: Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (9 апреля).
Пост есть воздержание. Но истинный подвиг поста не ограничивается только внешними проявлениями: необходимо блюсти чистоту своих мыслей, желаний и поступков. Телесное воздержание — это лишь средство, с помощью которого человек приобретает покаянный настрой души и очищает себя от греховных пороков и страстей. Он учится подчинять свои телесные потребности воле и разуму. Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву? Прп. Варсонофий Великий пишет: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
В этом году Великий пост начинается 27 февраля и заканчивается 16 апреля празднованием Светлого Христова Воскресения. Перед началом Поста в Воскресенье, именуемое Прощенным, за вечерним богослужением совершается особый чин прощения, за которым каждый верующий испрашивает прощение у священнослужителей и друг друга, перед тем как вступить на поприще поста, молитвы и покаяния перед Богом.
В литургической жизни Церкви Великий пост выделяется обилием особых песнопений и молитв. Весь строй Великопостных богослужений своим содержанием призван возбудить у верующего молитвенно-покаянный настрой. На первой седмице Великого поста читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается с понедельника по четверг за вечерним богослужением. Канон этот именуется Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250. Наполненный глубоким покаянным смыслом Великий канон входит в число самых красивых и трогательных богослужебных текстов Православной Церкви. Каждый верующий стремиться в эти святые дни попасть в храм, чтобы лично приобщиться ко всеобщей покаянной молитве и настроить себя на 40-дневный подвиг Великого поста.
Вступая на путь поста каждому необходимо четко осознавать, что налагаемые на себя ограничения должны служить главной цели — облегчить и усмирить тело, обуздывать и обезоруживать страсти. Вместе с тем пост — не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 -18).
Меру поста и объем молитвенного правила необходимо выбирать руководствуясь собственными силами и советом священника. Чтобы начав подвиг, уже после первой недели не появилось усталость, а затем и отвращение и к посту. По этому поводу пишет прп. Кассиан Римлянин: «Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.»

                                                                                              Димитрий Макаренко

post