Оккультизм и суеверия в Православии

0
665

       В этом году 100-летний юбилей со дня Октябрьской и Февральской революции — событий, кардинально изменивших ход истории Российского государства. Казалось бы, прошло достаточно времени, чтобы можно было дать оценку переменам, которые произошли в 1917 году. Безусловно эти перемены коснулись всех сфер жизнедеятельности нашего общества: политической, социальной, экономической, но, в большей степени – духовной. Связано это с идеологической борьбой советской власти с Православной верой. Гонения в годы лихолетия на Церковь привели отчасти к забвению в СССР людьми истоков своей культуры, духовных основ нравственности, отчасти – к возникновению и обострению различного рода церковных суеверий. Тот духовный вакуум, который образовался в результате закрытия большинства храмов, запрета на исповедание религии, простые люди компенсировали оккультными или мистическими суррогатами. «Суеверие» – есть ничто иное как «вера  без Бога», а значит, в духовном смысле, опасное явление.
Удивительным является то, что сегодня, в период духовного расцвета в нашей стране, начавшегося в 90-е годы, в период, когда пройден большой путь по возрождению не только храмов, но и религиозного образования, духовного воспитания, социального служения, продолжает расцветать махровое суеверие. Очень странно ежегодно наблюдать на страницах социальных сетей массу перепостов всевозможных заговоров, «церковных» традиций, связанных с теми или иными мистическими действиями. Особый вред своей душе приносят те, кто занимается подобными вещами в дни церковных праздников или постов – периоды особого воздержания, исправления и покаяния. Печально, что зачастую люди,  относящие себя к Православию, желают получить волшебный результат «от всего» и «для всего» не в результате покаяния, молитвы, а произнеся раз в год особенное заклинание, сопровождаемое еще и магическими действиями. Сложно не понять, что подобная практика – есть ничто иное как заигрывание с нечистой силой, отречение от Бога, а значит, не просто не принесет желаемого результата, а послужит началом множества бед, лишений, болезней. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления»[1].
Православный человек должен осознавать, что единственный путь Спасения – это участие в церковных Таинствах. Если человек испачкался, копая землю, за него не может сходить в баню сосед. Так и с нашей душой.  Ничто не может быть полезнее для нее, чем участие в Таинстве Исповеди и причащение Христовых Таин, особенно в дни Великого поста. Будем же помнить и слова преподобного Ефрема Сирина: «Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы»[2].
                                                                                                Мария Харченко

[1] «Святые отцы о ворожбе, гаданиях, заговорах, чародеях»// http://www.pravoslavie.ru/36482.html.
[2] Там же.

суеверия