Конспект урока по патриотическому воспитанию. Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "путешествие по россии" Конспекты по патриотическому воспитанию в детском саду

ПЛАН-КОНСПЕКТ

для проведения занятия с учащимися по патриотическому воспитанию

ТЕМА УРОКА: «Патриотизм и верность воинскому долгу».

Учебные цели:

обучения – формирование системы знаний, умений и навыков, а также новых понятий на определенном этапе изучаемой темы;

воспитания – формирование интересов к содержанию урока и необходимых качеств;

развития – формирование умений проблемного учения, а также и видеть проблему в системе изучения;

Тип урока : урок – изучение нового материала.

Вид урока : урок – рассказ с элементами беседы.

Методы обучения : диалогическое изложение.

Метод преподавания : информационно-сообщающий, побуждающий.

Метод учения : репродуктивный.

Метод воспитания : выразительное изложение, прямое воздействие.

Материальное обеспечение : компьютер, мульти-медио-аппаратура.

Ход занятия

Сегодня наша Родина переживает один из самых трудных периодов сво­ей многовековой истории. Процесс реформирования общества идет непро­сто. К сожалению, он сопровождается экономическим и социальным кри­зисом. Начавшаяся военная реформа осуществляется в условиях негатив­ных процессов в духовной сфере общества (безверие, потеря мировоззрен­ческих и нравственных ориентиров), ограниченных материальных И фи­нансовых возможностей государства.

В этих условиях каждому гражданину, каждому призывнику, встаю­щему в армейский и флотский строй, особенно необходимо хранить и ук­реплять чувство любви к своему Отечеству, национальные гордость и са­мосознание.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Во все времена о Родине поэты слагали лучшие стихи и песни. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. Ее именем ос­вящают славные дела рабочие и крестьяне, врачи и учителя... С именем Отчизны в сердце и на устах шли ее лучшие граждане в бой с врагами, со­вершали беспримерные героические подвиги. А если нужно было - за лю­бимую Родину, за ее честь и независимость они отдавали самое дорогое, что есть у человека, - жизнь.

Ребята, так Что же такое Родина, Отечество? Какой смысл вкладываем мы в эти по­нятия? Марина, Алмаз

Родина - это исторически сложившаяся социально-экономичес­кая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с кото­рой связана история его народа. Отечество - синоним понятия «Родина».

Антон Николаевич Толстой писал: «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его харак­тер. Это цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории».

Понятие «Родина» включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географи­ческие особенности, населяющий ее народ, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.

Органическая связь человека с Родиной предполагает сознательное и эмоциональное отношение к ней. Так, привязанность к привычному име­ется и у животных. Но человек осознает свою привязанность, свои чувства к Родине. Он воспринимает ее не только сердцем, но и умом. Он гордится своим Отечеством.

Ребята, посмотрите, на рисунок и ответе пожалуйста, что вы здесь видите….

Условно различают большую и малую Родину. Большая Родина - это страна, где человек родился, вырос, живет. Она включает малую Родину. Малая Родина - это место (село, город) становления человека как лично­сти. Это место, которое навсегда остается в нашей душе и куда мы будем всю жизнь возвращаться, хотя бы в воспоминаниях.

Осознание своей Родины, чувство любви к ней возникают не сразу. И у каждого по-своему. Одно несомненно - с первым глотком материнского молока начинает зарождаться это объединяющее нас чувство. Вначале, по­добно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и мате­ри. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к род­ной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, постепенно осознает свою принадлежность к матери-Отчизне, ответствен­ность за нее. Так рождается гражданин, так формируется патриот.

Ребята, подскажите, что это такое патриотизм

Патриотизм (от греческого ра tris - родина, отечество) - это лю­бовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый призывник должен глубоко уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гор­дость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это - целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Патриотизм - это и естественное волнение, переживание за успехи и горечи

Отечества, его победы и поражения.

Следует подчеркнуть, что любовь к Родине и служение ей может прояв­ляться по-разному. Так, патриотизм у научного работника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, художника или военного. Имея единую Родину, все они будут любить ее, но у каждого это будет выражаться по-своему.

Ребята, подскажите, что означает – воинский долг

У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, храбрости и героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Для военных людей понятия «патриотизм» и «воинский долг», «подвиг» неразрывно взаимосвязаны, по сути дела яв­ляются синонимами.

.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему ка­кие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина.

И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

В блокноте, най­денном в фашистском концлагере Заксенхаузен, были такие строки:

Что ж, и смертной тревогой опутан,

Не мечтая о лучшей судьбе,

Я до самой последней минуты

Буду верен, Отчизна, тебе.

Только горячо любящий Родину и мужественный человек мог так ду­мать в аду за колючей проволокой. Мы уже никогда не узнаем, кто напи­сал эти строки. Но благодаря именно таким людям, патриотам в самом вы­соком смысле этого слова, мы победили и будем побеждать.

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми вет­рами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. Патриотом, как и настоящим человеком, надо стать. Необходимо вырасти до этого уровня !

НЕЗЫБЛЕМОЕ ПРАВИЛО СОЛДАТА (МАТРОСА)

Из какой бы республики, края, области ни был призван юноша, он от­ветственен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за наше Отечество. А безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Не случайно легендарный А.А. Брусилов утверждал: «Первой мерой поднятия боеспособности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма».

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и прежде всего - в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Что означает понятие «воинский долг»? На чем оно основывается? Как и в чем проявляется в процессе военной службы? Осмысление этих вопро­сов каждым призывником является чрезвычайно важным и необходимым.

В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, о чувстве долга, об исполненном долге. Человек живет в обществе и не может быть независим от него. В целях удовлетворения своих повседневных потребнос­тей он пользуется благами, созданными до него старшими поколениями, родителями, обществом. Взамен общество (как и во все предшествующие времена) предъявляет к человеку определенные требования. В том числе оно обязывает его поступать, жить и действовать в соответствии с устоявшими­ся, проверенными веками нормами и правилами. Часть нз них общество силой государственной власти возводит в ранг законов. Другие остаются в памяти народа, передаются от поколения к поколению, и, хотя не облачены в форму государственных правовых документов, они не менее значимы. Это - так называемые нормы морали и нравственности. Правовые и мораль­ные нормы теснейшим образом взаимосвязаны.

Подытоживая сказанное, отметим, что долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Человек имеет обязан­ности перед семьей (семейный долг), коллективом и товарищами (товари­щеский долг) и т. д. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественно­го долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнос­лужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назна­чением Вооруженных Сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной, и в нрав­ственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в обществен­ном сознании. Часть граждан своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, что­бы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для стра­ны, да и для этих молодых людей.

Ребята, Каждому военнослужащему важно понять, что воинский долг - не по­желание, а непременное требование российского общества. Служба в ар­мии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», *нежелаю», «небуду». Свое «хочу «или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «дол­жен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг, в сравнении с другими видами общественного долга, включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойствен­ные предназначению Вооруженных Сил. Выполнять воинский долг нелег­ко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встреча­ющиеся трудности.

Ребята, По-человечески просто и ясно выразил свое отноше­ние к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И.Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был все­гда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед това­рищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную зада­чу, ... нанести врагу как можно больший урон» .

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в сво­их делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу. По-дру­гому быть не может. |

Ребята, что связывает этих людей на экране

Эти слова для каждого призывника, каждого воина должны быть руководством в службе.

Испокон веков о человеке судят не потому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество прак­тического выполнения долга является одной из нравственных характери­стик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый во­еннослужащий.

Ребята, Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ваше мнения.. ..

Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе

«О статусе военнослужащих» (1998 г.).

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обес­печение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательства­ми Российской Федерации, отмечается в законе, составляют существо во­инского долга, который обязывает военнослужащих:

- быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Рос­сийской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

-- дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной го­товности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного пра­ва и международные договоры Российской Федерации.

* * *

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге пе­ред Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь. В знаменитом телефильме «Семнадцать мгновений весны» звучит песня »

( звучит песня)

на стихи Роберта Рождественского «Мгновения ». Там есть замечательные, очень точные слова: «А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгно­венья до последнего». Это главное.

А.П. Аширов

Конспект занятия

по патриотическому воспитанию

старший дошкольный возраст

Тема: «Россия - Родина наша»

(итоговое занятие)

Тимонина Ольга Викторовна

МБДОУ "Детский сад" № 56 "Медвежонок" г.Брянск

Воспитатель

Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;

Познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;

Продолжать знакомить детей с Брянской областью; дать представление о том, что Брянск является главным городом области;

Продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;

Закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);

Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;

Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;

Продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.

Оборудование: компьютер, проектор.

Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций по заданной теме;

Чтение художественной литературы о родной стране;

Рассматривание семейных фотографий;

Беседы по темам: «Моя Родина», «Моя семья», «Мой любимый город», «Достопримечательности нашего города», «Я русский Человек»;

Ход занятия:

Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вы готовы отправиться в путь и проверить свои знания? (слайд 1.)

Итак, вперед…начинаем наше путешествие по России.

Отправимся мы путешествовать на самолете. (слайд 2).

Чтоб попасть куда хотели
И не тратить зря недели,
Сели мы на самолет
И отправились в полет.

Вот мы прилетели на первую станцию, которая называется:

Станция №1 «Адрес моей страны».

Мы живем в огромной прекрасной стране. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Посмотрите, какую территорию на карте занимает наша страна (слайд карты 3.)

Озер, морей и рек?

Где ещё вы видели изображение территории России? (на глобусе).

Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он - Кто знает (Евразия)?

Наша стана называется? (Россия).

Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (россияне)

У всех стран есть главные города.

Как называется самый главный город нашей страны? (слайд 4).

Москва - столица нашей Родины.

Столица - это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны.

Наша столица - самый большой город России.

Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент).

А кто знает, как зовут нашего президента?

И снова мы отправляемся в путь, но уже не на самолете, а на поезде. (слайд 5)

Поезд наш по рельсам мчится.
Дружно смотрим мы в окно,
Поезд наш остановился
Вышли все мы из него.

И оказались на станции, которая называется:

Станция №2 «Знаки и символы».

Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн). (слайд 6).

Что это звучит, ребята?

Что такое государственный гимн? (главная песня страны).

Когда она исполняется?(в особо торжественных случаях)(слайд 7).

Как её слушают? (слушать её надо стоя, проявляя уважение).

Обратите внимание на слайд:(слайд 8).

Кто знает, что на них изображено? (гербы).

А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран.

Под какой цифрой он изображён?

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).

Это гербы разных стран.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он - России дух свободный. (слайд 9).

Как вы думаете, что зашифровано в символах нашего герба?.

Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел - царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет - это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла - царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно - красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также, как и герб, отличает нас от других стран.

Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг).

Ребята, здесь все флаги перепутались (слайд 10)

Я предлагаю вам выбрать среди разных флагов российский флаг.

Как выглядит флаг нашей страны?

Под каким номером он стоит?

С чем мы сравниваем эти цвета нашего флага? (ответы детей).

стихотворение «Флаг России»:

Белый цвет-березка,

Синий - неба цвет.

Красная полоска -

Солнечный рассвет.(слайд 11)

Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников).

А теперь мы немножко отдохнем.

Мы немножко отдохнули, набрались сил и теперь снова отправляемся в путь. Мы свами останавливались на двух станция и ехали на разном транспорте, продолжим наше путешествие и поедем теперь на машине. (слайд 12)

Машина наша просто класс!
Садимся мы в неё сейчас.
И будем мы кататься,
Друг другу улыбаться.

Вот мы и приехали, а станция наша называется:

Станция №4 «Народные промыслы».

Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.

Так появилось что? (русские народные промыслы.)

А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Для этого мы отгадаете мои загадки.

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

Филимоновская я!(слайд 13)

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор. (дымковская) (слайд 14)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница. (матрешка) (слайд 15)

Снежно - белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно, с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель.) (слайд 16)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют …..Хохломой. (слайд 17)

Чудо - роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

Чудо-роспись ……Городца!(18)

Какие вы все молодцы, все загадки отгадали.а теперь мы немножко подвигаемся и продолжим наше путешествие.

Я предлагаю вам сделать физкультминутку по вашему выбору.

Физкультминутка по выбору детей.

Мы немножко отдохнули, набрались сил и теперь снова отправляемся в путь. А продолжим мы наше путешествие на корабле. (Слайд 19)

Мы по трапу поднялись
На большой корабль.
Он повел нас по волнам
К новым, дальним берегам.

Вот мы и приплыли на следующую станцию, а называется она:

Ребята, а я не знаю как называется наша станция, может вы мне подскажите?

Станция№5 «Мой город»

Посмотрите на фотографии…вы узнаете этот город? (Брянск) (слайд 20)

Как же тогда называется наша станция? (Мой город).

Ребята а вы знаете, что у наш город является главным городом нашей области и у него, как и у всех городов, тоже есть свои символы: флаг, герб и гимн? (слайд 21). Есть у нас и гимн области.

Кто-нибудь знает его название?

Давайте мы его немножко послушаем.

(прослушивание).

Скажите, как выглядит герб города Брянска?

Давайте рассмотрим герб нашего Города. Ребята рассматривают герб города, выясняют его особенность.

Верхняя часть щита — красное поле (символ храбрости, мужества, неустрашимости). Нижняя часть щита — зеленое поле (символ надежды, радости, изобилия), на котором располагается золотая мортира (символ богатства, справедливости, великодушия) с положенными по обеим её сторонам пирамидами бомб (левая пирамида из шести больших бомб, правая — из десяти малых бомб; левая пирамида бомб изображается чуть выше мортиры, правая — на уровне лафета), покрытых чернью (символ печали, благоразумия, смирения).

А как вы думаете, чей герб и флаг изображены рядом с гербом города Брянска? (Брянской области)

Чем богата и знаменита наша область? (лесами).

Герб Брянской области: В верхней части щита расположено стилизованное изображение золотой ели с трехъярусной кроной как хорошо узнаваемый - символ Брянского леса.

Наша область занимает определенное место на карте России, давайте посмотрим карту нашей области. (слайд 22).

Что обозначено точками на карте? (города).

Как узнать, где главный город, если мы не умеем читать? (большая точка)

Какие еще города есть в Брянской области? Кто знает?

Ребята, что вы можете рассказать про свой город? (город партизанской славы).

Назовите самые любимые места в городе, которые вы посещали вместе с родителями. (рассказы детей).

При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии.(слайд 23).

Какие вы все молодцы, но, к сожалению, наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться назад, в наш детский сад, а повезет нас туда замечательный автобус.(слайд 24)

Автобус везёт ребятишек в детский сад.
И каждый ребёнок тому очень рад.
Автобусы в городе очень нужны,
Для всех пассажиров они все важны.

Станция №6 «Финишная»

Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами приехали на станцию финишную.(слайд 25).

Вам понравилось наше путешествие?

На каких станциях мы побывали?

О чем мы говорили на первой станции?

Кто мне скажет, по чем мы путешествовали? (по России).

О чем мы свами беседовали на второй станции?

Что мы узнали на третьей станции?

Что вы запомнили?

Молодцы!

Что такое Россия?

Викторина.

1. На каком материке мы живем?

2. Как называется страна, в которой мы с вами живем?

3. Как называет людей, которые живут в России?

4. Кто управляет нашей страной?

5. Назовите столицу нашего государства?

6. Зачем стране нужен флаг?

7. Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

8. Что изображено на российском гербе?

9. Что такое гимн?

10. Какие народные промыслы вы знаете?

11. Как называется наш город?

12. Назовите достопримечательности нашего города?

7. Какие города Брянской области вы знаете?

12. Объясни пословицу «Всякому мила своя сторона», «Родная сторона мать, а чужая-мачеха».

Группа, возраст детей, продолжительность: подготовительная к школе группа,

6-7 лет, 35 минут.

Вид занятия: познавательное

Форма проведения: информационный творческий мини-проект.

Цель занятия: вызвать у детей интерес и эмоционально- положительное отношение к Российской Армии через привлечение к диалогу и совместной творческой деятельности на военную тематику.

Программные задачи:

Обучающие:

  • расширить представления детей об Армии, её войсках;
  • на доступном материале, в совместной деятельности с воспитателем, раскрыть такие понятия: великая держава, армия, военные силы, защитники, граница, виды оружий;
  • показать детям приёмы организации совместной работы в малых группах, соблюдая общие правила.

Развивающие:

  • развивать у дошкольников поисковые умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, умения сопереживания за результаты общего дела;
  • развивать коммуникативные умения детей, вовлекая в речевой диалог;
  • развивать логику мышления, память при построении предположений.

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей чувства патриотизма, гордости и уважения к Российской Армии;
  • воспитывать чувство любви к своему народу, своей Родине, желание беречь и защищать ее в будущем;
  • формировать мотивацию у старших дошкольников к служению в рядах Российской Армии.

Проблемная ситуация: Наша страна имеет необъятные просторы, которые необходимо охранять и защищать. Знаешь ли ты, кто защищает нашу Родину и как? Готов ли ты стать её защитником, когда вырастишь?

Словарная работа: великая морская держава, военные силы (сухопутные, военно-воздушные, военно-морской флот), бескозырка, шлем, бинокль.

Методы организации детей на занятии: фронтально, в малых группах; беседа, диалог;создание проблемной ситуации.

Оборудование:

  • проектор;
  • слайды: карта России, рода войск, военная форма, вооружение;
  • фонограммы: марш Славянки, песни о Советской Армии;
  • стихотворенье «На площади парад сегодня…»;
  • модели фигурок военных 3-х видов военных сил: сухопутные (пограничники), военно- воздушные (летчики), военно- морской флот (моряки);
  • материалы для самостоятельной творческой работы детей: бумажные заготовки элементов военной формы, клей, салфетки;
  • макет - панорама «Слава Армии!»;
  • костюмы для командиров групп, флаги вооруженных сил;
  • цветные фишки для организации малых групп детей.

Предполагаемый продукт мини-проекта:

открытое занятие с оформление макета - панорамы «Слава Армии!»,

игровая ситуация с участием в «Параде вооруженных сил».

Ход занятия

Дети входят в зал под звуки марша «Славянки».

Слайд 1. Поздравительная открытка.

Вводная часть.

Знакомство с детьми (Дети стоят в кругу ).

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Что интересного вы заметили во мне (военная форма )? Кто носит военную форму (солдаты, военные) ? Когда она необходима (во время службы в Армии, на войне)? Почему же я сегодня одела военную форму, как вы думаете? (Ответы детей: может вы служите в Армии, оделись на праздник и т.д.) Вы правы ребята. Совсем недавно - 23 февраля вся наша страна отмечала праздник (Какой?). День защитника Отечества. И я предлагаю нашу с вами встречу посвятить нашей славной Российской Армии. Вы поддерживаете мое предложение? (Да).

Во время военных действий люди не всегда обращаются друг к другу по именам, иногда военные люди придумывают особые имена - пароль. Зачем? (Для безопасности ) Давайте, и мы с вами так поступим. Я сейчас выберу жетон, и вы будете с этого момента обращаться ко мне... (Воспитатель берёт жетон, называет себя, просит повторить ее имя- пароль нескольких ребят). А теперь вы можете выбрать себе необычные имена. Возьмите жетоны, назовите себя. Как тебя теперь зовут? А тебя? ...

По этим имёнам мы будем обращаться друг к другу на занятии. А сейчас, займите, пожалуйста, места на стульчиках.

Основная часть

Вступительная беседа.

Слайд 2: карта России. Вы знаете, как называется наша страна? (Россия). Мы уже с вами вспомнили, что 23 февраля вся страна отмечала праздник - день Защитника Отечества. А кто такие Защитники Отечества? Что и кого они защищают? (Ответы- предположения детей).

Наша страна - великая морская держава. Почему «великая» (одерживает победы в войнах, никогда не нападала на другие страны, только защищалась )? Почему «морская» (окружена водой, имеет мощный флот) ?

Страна наша могучая, большая по площади, обнесена границами. Кто хочет показать на карте границы нашей Родины (выбрать желающего, нет - показать самой). А для того, чтобы всем жителям нашей страны жилось спокойно и мирно, ее нужно беречь и защищать.

Как вы думаете, кто же охраняет границы нашей Родины? (Ответы детей: танкисты, летчики, моряки, пограничники и т.д.) Да ребята, у военных много разных специальностей. И главная их задача - обеспечить безопасность нашей страны.

Слайд 3. Итог: В вооруженные силы России входят сухопутные войска (пограничники, танкисты, артиллеристы и др.) , военно-воздушные силы (лётчики, десантники, ракетчики и др.) и военно-морской флот (моряки, морской десант).

Слайды: 4, 5, 6: моряк, корабли.

В морях и океанах

От берега вдали,

В дозоре неустанно

Родные корабли.

Перед вами большой десантный корабль. Новейшие боевые корабли могут охотиться за подводными лодками, запускать ракеты и служить аэродромом для самолетов и вертолетов. Правит кораблем капитан. На мостике корабля стоит моряк. Он одет в праздничную форму. Что отличает его форма от других? (Бескозырка называется так по форме круглая, не имеет козырька в отличие от фуражки. Цвет формы - сине-белый, что конечно связано с цветом моря и неба).

Слайды 7, 8: лётчик, самолёты.

Очень сложная специальность - военный летчик. Военные самолеты и вертолеты очень быстрые и мощные. Они могут летать очень высоко. Почему их так назвали? Они могут нести на себе оружие и военную технику. Управляют этими машинами военные летчики.

Посмотрите внимательно, в чем отличие формы летчика? (На голове шлем. Для чего нужен - защищает голову от шума, удара. Цвет формы - темно-зеленый) .

Наши летчики герои

Небо зорко стерегут

Наши летчики- герои

Охраняют мирный труд.

Слайд 9: пограничник.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа,

Наше море, нашу землю,

Наше небо сторожат.

Важная и ответственная задача - охрана государственной границы. Днем и ночью, в дождь и жару бдительно несут нелегкую службу пограничники. А помогают им в этом их верные друзья - служебные собаки. Посмотрите на форму пограничника, какая она? (Защитного зеленого цвета, чтобы была незаметной в лесу. Фуражка на ремешке - зачем? Использует в работе бинокль - зачем? На рисунке граната - для чего?).

Обобщение: Много знаете, молодцы! Военных профессий много, мы поговорили о нескольких. Я бы хотела услышать ваше мнение ребята: трудная ли это профессия - защищать Родину? (трудная, опасная, но очень важная и ответственная). Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь службе в Армии? (смелым, умным, находчивым). О смелости и храбрости наших военных пишут в стихах, песнях, слагают пословицы и поговорки.

Я думаю, вы тоже знаете некоторые из них (предлагает детям по желанию сказать пословицы).

Дети предлагают варианты (если дети не называют, воспитатель говорит сам, поясняет их значение) : «Один в поле не воин», «Дружно за мир стоять - войне не бывать», «Трудно в ученье - легко в бою», «Кто храбр, да стоек, тот десятерых стоит».

Физкультминутка: Как живешь? Вот так!

А идешь? Вот так!

А бежишь? Вот так!

А даешь? Вот так!

А берешь? Вот так!

А шалишь? Вот так!

А стоишь? Вот так!

А сидишь? Вот так!

Практическая часть - изготовление фигурок военных

А что если мы с вами применим наши знания и сделаем макет-панораму о нашей доблестной Российской Армии! Хотите? А вот и основа для макета (открывается панорама).

Я предлагаю вам такие модели изготовить самим.

Для того чтобы работать было интересно, приятно общаться, можно было помочь друг другу разделимся на группы, или отряды как говорят военные люди.

Задание 1. Деление на группы : на полу разложены жетоны трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные. Возьмите по одному жетону. Что вы заметили (жетоны разного цвета)? Распределитесь на отряды по цвету.

Как вы считаете, нужен командир в отряде?(Если говорят, что нет, воспитатель подводит к мнению, что он необходим: принимать главные решения, организовывать работу, оказывать помощь).

Задание 2. Выбор командира. Как это можно сделать?

Варианты детских ответов: при помощи считалки, договориться, при помощи игры, и др. (Выслушать все ответы детей, обращаясь по имени с жетона, предложить один из вариантов - лучше считалку. Считает один из детей, воспитатель в это время следит за работой, помогает, если возникнет необходимость. На командиров надеваются элементы формы.

Итог: отряды сформированы, командиры назначены. Необходимо занять свои позиции. У вас на столах выставлены цветные флажки, по цвету такие жекак ваши жетоны.Будьте внимательны! Займите свои места за столами, определив их по цвету жетона.

Задание 3. Слайд 9: моряк, лётчик, пограничник. Изготовление модели военного .

Внимание (дождаться полной тишины)! Посмотрите на экран!

Мы будем делать с вами модели военных. На столах у вас заготовки будущих моделей военных, у вас в наборе есть лишние детали. Будьте внимательны и выберите только те, которые имеют отношение к вашей модели. Выполняете работу, пока звучит музыка.

Во время практической работы воспитатель детям не помогает, а мотивирует их на общение, называя детей по вымышленным именам: Ромашка, помоги, пожалуйста, Солнцу; Радуга, подскажи, пожалуйста, Звезде и т.д.

Итог: Итак, ребята, заканчивает свои работы. Командиры каждой команды расскажите нам, что вы планировали делать, все ли у вас получилось. Все слушают отчёт командира внимательно: дополняют его рассказ, задают вопросы. (Можно показать детям образец вопроса: «Почему вы выбрали форму зеленого цвета?», или задать вопрос ловушку: «Какая красивая на пограничнике бескозырка, правда?»). Сравните ваши работы с образцом. Оцените себя. Молодцы!

Заключительная часть

Задание 6. Слайд 10. Оформление панорамы.

Воспитатель предлагает детям поставить свои модели военных на поле панорамы. Полюбоваться. Оценить себя. Молодцы! Справились с работой.

Что может украсить эта панорама (групповую комнату, музей ДОУ, выставку )? Воспитатель выслушивает все ответы детей, соглашается. Нравится вам наша совместная работа? Мы оставляем ее в подарок вам, детскому саду.

Свободно - игровая деятельность по окончании занятия.

Организация парада. Звучит музыка: Марш Славянки.

Ребята, а вы хотите поиграть в парад, побыть солдатами, пройти строем, как ходят военные на площадях страны в праздничные дни? (Если получен положительный ответ, есть желание, соответствующий настрой у детей, им предлагается поиграть). Командиры, постройте свои отряды!(Строятся в колонну по четыре. Маршируют. Под музыку покидают зал).

Елена Рудева
Открытое занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России»

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут, воспитывать любовь к Родине.

2. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе.

3. Формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природном символе России - березке.

Материал :Видео - презентация (карта России,государственные символы -флаг,герб,достопримечательности Москвы,фото- гор,рек,полей,лесов,березок,наглядно-дидактические пособия,выставка рисунков.

Предварительная работа: Беседы о российской символике;чтение и разучивание стихотворений о Родине,Москве,березке;чтение пословиц и поговорок о Родине;разучивание хороводной песни о березке;рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве,фото лесов,полей,рек,гор, морей,и т. д нашей Родины.

Ход занятия:

1. Воспитатель: -Здравствуйте, дорогие ребята!

Дети,а вы любите путешествовать?(где-то бывать,узнавать что-то новое,интересное,делать новые открытия) .Мы вам предлагаем сегодня отправиться в путешествие. -Ребята,а на чем можно путешествовать? (Ответы детей)

1. Воспитатель: Мы предлагаем вам путешествие на поезде. Занимаем места в вагоне. Отправляемся. (Дети садятся на стульчики). (На экране изображение поезда).

Звучит музыка"Паровоз"

1. Воспитатель: Мы приехали на первую станцию. Она называется "Географическая"

На планете много разных стран,но самая большая наша страна. Как она называется?(Россия)

Правильно,Россия. А какая она наша Россия?(Большая,любимая,красивая,огромная,богатая,сильная,мужественная,гордая)

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории,как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на экран,на карту России). Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать,на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег,а на другом -припекать солнышко. чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней -неделю,а на самолете лететь почти сутки.

Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озера,реки и поля

Леса и степь и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом снега и вьюга!

(Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России)

Россия - наша Родина. Ребята,объясните,как вы понимаете,что такое Родина?(Родина-место,где мы родились;страна,в которой мы живем,мой дом.)

1. Воспитатель: Ребята,прочитайте нам стихи о Родине.

Дети читают стихи:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Что мы Родиной зовем?

Дом,где мы с тобой живем,

И березки,вдоль которых,

Вместе с мамой мы идем.

1. Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.

-Жить-Родине служить;

Кто за Родину горой,тот истинный герой;

Родина любимая,что мать родная;

Человек без Родины,что соловей без песни;

Жить-Родине служить;

Родина-мать,умей за неё постоять.

1. Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру,любви к Родине,умению ее защищать от врагов

Анаше путешествие продолжается. занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в путь.

1. Воспитатель: Следующая станция на которую мы прибываем называется "Лесная"

Отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

1. Воспитатель: Правильно!Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни,ствол,листья,ветки).

Россия-самая богатая лесами страна в мире. Лес-это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. (Белка живет в дупле,лиса живет в норе,птицы вьют на ветках гнезда,дятел ищет пищу в коре дерева,под корой живут жучки и т. д.).А в лесу таких деревьев тысячи!Какие деревья вам знакомы?(Дуб,осина,елка,клен,рябина,береза и др.)

Березу милую,родную издавна считают символом России. Россия и береза!эти два символа неразделимы. С чего начинается Родина?Наверное с белых берез. Мы с вами разучили несколько стихотворений о березе. Давайте их послушаем.

(Дети читают стихи)

Опять о них кудрявых и белесых,

А что тут делать,если на Руси

У всех дорог встречаются березы

Хоть день,хоть год,хоть вечность колеси.

Люблю березку русскую

То светлую,то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчике

С красивыми застежками

С зелеными сережками

Вся в сережках. Не боится

Вьюги и мороза.

Белоствольная царица-

Русская береза.

Белоствольная береза-

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

А зимою - в серебре,

Машет веткой золотою,

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик,как сердечко,

Полюбуйся,погляди.

У родимого крылечка

Ты березку посади.

А теперь встаньте врассыпную,мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали.

Это-березы в лесу.

Руки согнули,кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,тоже покажем

Руки согнули назад.

(Дети выполняют движения,в соответствии с текстом)

Песня "Мы вокруг березки встанем в хоровод"

1. Воспитатель: Лес-это наше богатство. Давайте беречь природу.

2. Воспитатель: Следующую станция называется "Государственная"

Мы прибыли в главный город нашей страны - Москву - столицу нашего государства.

Давайте послушаем стихотворение о Москве

Москва - это красная площадь,

Москва - это башни Кремля,

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

2. Воспитатель: Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В. - на экране слайд с президентом)

Назовите государственные символы России (Флаг,герб,гимн)

Что же такое флаг и для чего он нужен?

В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети смотрят на экран,там слайд с флагами разных государств) .Они могут быть похожи,но двух одинаковых вы никогда не найдете.

У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя,красная. (На экране слайд с российским флагом)

Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том,что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает(Березу, снег,облака,ромашку).

Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну,защищает ее,верен ей. Синий цвет нам напоминает(Небо, реки,озера,моря) .

Красный цвет -цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает(Солнце,огонь,тепло) .

Задание для детей с использованием наглядно-дидактического пособия

Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов,ребенок выбирает из предложенных флаг России).

Молодцы!А теперь послушаем стихотворение о флаге.

Белый цвет-березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска-

Огненный рассвет.

2. Воспитатель: А кто знает,что такое герб?Герб -это второй символ нашего государства. Герб России является символом единства народов,живущих в России. Посмотрите на экран. Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России?(Двуглавый орел,всадник,побеждающий змея).

Как вы думаете,что означает всадник?(воин) .

А змея?(зло,то есть воин побеждает зло - это победа над злом)

Ребята,посмотрите на орла. Это птица-царь. По легенде красное солнце выезжало на голубое небо в колеснице,запряженной двумя птицами. с востока на запад. Но они пролетали так быстро и,казалось,что на одном туловище находится 2 головы,которые смотрят одна на восток,другая на запад,как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой страны.

Давайте послушаем стихотворение о гербе.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный,мудрый,он и гордый.

Он России дух свободный!

А что же такое гимн?(Гимн -это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах,на спортивных соревнованиях,когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.)

Правильно!У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).

2. Воспитатель: А наше путешествие продолжается. занимайте места в вагонах. Поехали.

Мы с вами приехали на станцию,которая называется "Праздничная"

В нашей стране много государственных праздников. Ребята,какой праздник наш народ будет отмечать в мае?Самый главный праздник нашей страны? (День победы).

Да,ребята,День победы -великий,важный праздник всего нашего народа. В этом году мы отмечаем 70 годовщину победы. В этот день мы вспоминаем всех,кто отдал свои жизни за нашу Родину,за нас с вами. Мы говорим слова благодарности ветеранам. (На экране слайды с изображением ветеранов) .Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки). А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. (На экране слайды с салютом).

Давайте послушаем стихотворение.

Все мы гордимся нашей Москвой,

Наша столица - город -герой.

Красные звезды горя над тобой,

Город родной,город-герой.

Смело с врагами ты битву вела

И победила,наша Москва.

Все мы гордимся сегодня тобой,

Город родной,город-герой.

Дети исполняют песню "Салют Победе"

2. Воспитатель: Наше с вами путешествие по Родине-России закончилось. Вам оно понравилось?(Ответы детей) .Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы с вами тоже вернулись.

Наш дом (стихотворение)

На карте мира не найдешь

Тот,дом в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но всегда на ней найдем

Свою страну-наш общий дом.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»

Латышева Ксения Сергеевна, воспитатель, МКДОУ д/с №233, г.Новосибирск
Данный конспект занятия ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, он будет полезен воспитателям, работающим по теме "нравственно - патриотическое воспитание".
Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.
Задачи: 1. Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна; Познакомить детей со сказочным образом Россиночки – России;
2. Познакомить с представлениями России в творчестве людей разных творческих профессий (как видят нашу страну в песнях, живописи, стихах;
3. Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна; Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России, «богатырская сила», отвага, мужество, храбрость, верность); Расширять представления о богатстве нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности;
4. Расширять представления о защитниках Родины – Богатырях;
5. Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы;
6. Развивать интерес к творчеству и самовыражению, способность создавать, творить в коллективе, развивать самостоятельность в выборе красок для самовыражения и в самой творческой деятельности; воспитывать любовь к музыке и ее красоте.Воспитывать любовь, доброе, вежливое, бережное отношение к Родине, своей стране России, к родным краям, природе, к окружающему детей миру, к людям;
7. Воспитывать такие качества как сочувствие, уважение друг к другу, сопереживание; Вызвать желание оказывать помощь друг другу и окружающему миру, приходить на выручку;
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны, через лупу;
5. Просмотр советских мультфильмов, в которых главные герои обладают храбростью, смелость, отвагой, защищают слабых, приходят на выручку друг другу, проявляют добролюбие, защищают тех кого они любят, свою Родину: «Крепыш», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Мальчик с уздечкой», «Дед Мазай и зайцы»;
6. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
7. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, былин в пересказе «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», сказка «Финист – Ясный Сокол»;
8. Рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи;
9. Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;
10. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве и конечно же специально созданная окружающая среда группы для самостоятельного наблюдения, познания, творчества и другое.
Окружающая среда, оборудование: колокольчик, видео презентация «Это моя Родина», волшебная полянка (зеленый коврик с цветами), подушки-черепашки, песни о Родине: «Хохлома», «У моей России длинные косички» (музыка Г.Струве, слова Н. Соловьёва), песня «Вместе весело шагать» (слова: М. Матусовский, музыка: В. Шаинский), карточки «Плохо», «Хорошо» (защищают Родину или нет), круги красного и зеленого цветов для дидактической игры «Светофор», канат (веревка для физ. разминки «Мостик через речку»), круги – кочки зеленого цвета – 9 штук (физ.разминка «Переправа через болото»), столы для творчества, репродукции: из серии «Защитники Земли Русской»: Васнецов «Три богатыря», Н.К. Рерих «За морями Земли великие»(Девушка, как образ Россияночки), « Александр Невский. Битва», «Князь Игорь. Поход», из серии «Родные просторы»: фото «Вид на озеро Байкал», В.Ф. Аммон «Летний пейзаж», А.Н. Шильдер «Лес», И.С. Остроухов «Речка в полдень (Купавы на пруду»), Г.И. Чорос-Гуркин «Водопад Балык-суу. Алтай», «Катунь весной», В.Е. Маковский «Гречиха в цвету», В.Д. Поленов «Река. Родные просторы», Шишкин « Березовая роща»; Материалы для творчества: клеенка на стол, краски гуашевые (белая, синяя, красная) для флага и пальчиковые, кисти, вода, влажные салфетки, фартучки и заготовка рисунок «Защитим Родину все вместе» для совместной работы «Детские руки держат землю».Орг.момент
Дети вместе с воспитателем под музыку «Солнечный круг» и видео ряд на проекторе заходят в муз. зал и становятся в полукруг.
Воспитатель:
- Ребята! Мы пришли сегодня в этот зал, чтобы отправиться вместе в путешествие по нашей замечательной стран, нашей Родине. Но отправимся мы не одни. Смотрите - сколько нас!
Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
(Дети здороваются с окружающим миром, а на проекторе появляются слайды с изображением солнца, неба и земли в соответствии с текстом здравия)
Воспитатель:
- Солнце красное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй Солнце красное! (поднимают руки вверх)
Воспитатель:
- Небо Ясное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками)
Воспитатель:
- И Земле своей родной! Здравствуй!
Дети:
- Здравствуй! Земля Родная! (поклон)
Воспитатель:
- Всем-всем-всем от всей души – здравствуйте!
Ребята! Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, чтобы мы всегда приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно начинать (встречать) с хорошим настроением. Давайте все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям любовь (закрываем глазки, прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо. Лети!). Всем желаем доброго дня!
Ну что ж, а теперь, ребята, нам предстоит небольшое путешествие. Вы любите путешествовать?
(Ответы детей)
Отправимся путешествовать мы пешком. Не боитесь!
Ребята! В пути мы можем встретить огромные зеленые леса, широкие реки, озера, болота, высокие горы, золотые поля. В пути нас ожидает много трудностей. Но мы ведь обязательно придем на выручку друг другу. Мы будем смелыми, ловкими, сильными и внимательными. Сможем?
(Ответы детей)
Физразминка
Звучит песня «Вместе весело шагать»
- Отправляемся!
(Дети начинают на месте, а потом по канату, предстающим в детском воображении упавшим в грозу деревом, переходят реку и обегают преграды (горы) взявшись за руки)
Воспитатель:
- А вот и широкая река! А упавшее дерево совсем узкое. Давайте помогать друг другу. Не бросаем их в беде.
- А вот и полянка! Сядем и немного передохнем!
Беседа и видео просмотр
(Дети садятся на подушки, положенные среди полянки перед проектором)
Воспитатель:
- Ребята! Все дошли? (ответы детей)
На нашей планете есть много разных стран. Много разных народов. Много разных людей.
(На проекторе появляется слайд «Земля из космоса»)
Но как бы мы не отличались друг от друга, у нас есть одно общее. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте все вместе скажем – Россия!
(На проекторе появляется слайд «Флаг России»)
Воспитатель:
- Смотрите! Это наш флаг! Какого же он цвета? (Ответы детей)
- А что в нашей стране белого цвета? Что означает белый цвет флага?
(Ответы детей)
- Конечно это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира.
- А что означает синий цвет?
(Ответы детей)
- Это голубое небо, реки и озера.
- А что же тогда означает красный цвет?
(Ответы детей)
- Правильно. Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.
(Демонстрируется много флагов различных государств)
- Ребята! Давайте посмотрим, есть ли среди представленных флагов наш, российский? (Ответы детей)
- Как можно не любить нашу страну! Россия – самая огромная, необыкновенная страна – наша Родина. Нам потребуется много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого. Но всю нашу страну и весь мир можно увидеть на карте.
(На проекторе демонстрируется слайд «Карта России»)
- Это карта нашей страны. Большая – неправда-ли? Карта – это изображение нашей страны на бумаге. Посмотрим внимательно на карту. Как вы думаете, что означает на карте зеленый цвет?
(Ответы детей)
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения (дети перечисляют богатства наших лесов)
- А синий цвет? Голубой? (ответы детей)
- Это наши реки, озера, ручейки, водопады.
-Наша Родина сильна дружбой разных народов. В наших городах живут люди разных профессий Все мы хотим, чтоб наша Родина каждый день становилась лучше, красивее и сильнее. О нашей стране сложено много песен, некоторые мы с вами слушали и пели. О Родине написано много стихов и картин, снято мультфильмов. (Дети перечисляют мультфильмы, которые мы смотрели вместе в детском саду) Много пословиц и поговорок о Родине есть у нашего народа.
- А вы знаете какие -нибудь пословицы или стихи?
(Ответы детей)
1 Нет Земли краше, чем Родина наша!
2 Береги Землю любимую, как Маму!
3 Кто за Родину горой – тот защитник и герой!
- Все эти мудрые слова о добре, о любви, о защите нашей страны от ее врагов. Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она не может. У нашей Родины столько богатств для нас, что мы с вами должны ее любить и защищать.
- А что же такое – Родина? Что мы Родиной зовем? (Дети все вместе – все, что в сердце нашем бережем. Перечисляют)
Дети:
- Это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш город, улица, места в нашей стране, где мы любим бывать, поля, леса, реки, горы, дети, цветы, животные и другое.
(Дети вместе с воспитателем встают и рассказывают стихотворение «Большая семья» с движениями)
Мы узнали, что у нас
Есть огромная семья:
И тропинки, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все наше, все родное!
Это Родина моя, твоя,
Это наша с вами Страна, Земля!
Воспитатель:
- Для всех для нас своя Россия! Все мы видим ее по-разному, но все же она одна.
(На проекторе демонстрируется слайд «Образы Россияночки» и звучит песня «У каждого из нас своя Россия»)
Знакомство с образом Россияночки

А какие же еще богатства есть в нашей стране? Давайте узнаем!
- Видеопросмотр «Моя Россия» под музыкальное сопровождение – песня «Хохлома» и «У моей России длинные косички».
- Вот сколько разных богатств, красоты есть у нашей Родины. Но кажется нам пора отправляться дальше. Вперед!
Физразминка под музыку «Вместе вся Россия»
(Дети по кочкам – кругам зеленого цвета – переправляются через болото и оказываются в музее, где представлены репродукции картин «Защитники Земли Русской»)
Воспитатель:
- Ребята! Смотрите, мы оказались в картинной галерее. Как вы думаете, кто изображен на этих картинах? (Ответы детей)
Дети:
- Это солдаты, рыцари, защитники, войны, богатыри.
-Конечно же это богатыри. В разное время люди называли защитников Родины по-разному. Богатыри сильные как ветер, могучие как ураганы. Они защищают нашу Землю.
Воспитатель:
- Какие же они, богатыри? Люди говорят, что они обладают «богатырской силой»? (ответы детей)
Дети:
- Сильные, отважные, храбрые.
-Да, Они могучие, решительные, отзывчивые, защитники Земли родной.
Дети рассматривают картины и задают вопросы по их содержанию.
Физминутка
Ребята! А мы можем быть такими же как богатыри? Что бы ими стать нужно немного отдохнуть и набраться сил.
Богатырь – вот он каков (показываем силача)
Он силен и здоров.
Он из лука стреляет (имитация движений),
Метко палицу бросает (имитация),
На границе стоит, зорко-зорко глядит (имитация).
Подрастем и мы, смотри (поднимаем руки вверх)
Станем как богатыри! (руки на поясе)
Ведь в нашей стране есть горы - высокие (Имитация движения – поднимаемся на гору),
Реки глубокие (качание руками внизу),
Степи, поля – широкие (руки в стороны влево и вправо),
Леса большие (руки вверх),
А мы ребята – вот такие (имитация)
Дидактическая мемо - игра «Светофор»
(Дети берут круги красного и зеленого цветов по два на каждого ребенка)
Красный цвет поднимаем – так поступать нельзя, не бережем, не защищаем нашу страну;
Зеленый цвет - так поступать нужно, бережем, защищаем Родину.
Воспитатель:
- Ребята! Теперь мы сильные, дружные, никакой враг нам не страшен!
А как мы с вами можем защищать нашу Родину? Давайте поиграем в игру, которая называется «Светофор» Возьмите себе по два круга – красный и зеленый. Смотрите! Кто догадается на что похожи эти круги? (Ответ детей)
- Правильно! Это цвета светофора. (вспоминаем с детьми, что означают цвета светофора)
-Я буду показывать вам иллюстрации, а вы будете поднимать кружок красного или зеленого цвета. Если вы считаете, что мальчики и девочки защищают Родину, поднимаете – зеленый цвет, а если не защищают – красный. Запомнили? Давайте повторим. (Повторяем)
Ситуации:
1 Мальчик оказывает помощь упавшей девочке;
2 Мальчик оставил открытым кран в доме;
3 Девочка поливает и подвязывает сломанную кем-то ветку дерева;
4 Мальчик бросает найденный на тропинке мусор в урну;
5 Мальчик играл со спичками и поджег квартиру;
6 Мальчик защищает слабую маленькую девочку;
7 Мальчик ломает куст;
8 Девочка обидела мальчика и забрала у него игрушку;
9 Мальчики выясняют отношения мирно, не дерясь;
10 Ребята, увидев, что костер стал разгораться сильнее и подбирается по сухой траве к молодым деревцам, решили тушить его водой, землей и тканью.
Художественное творчество под музыкальное сопровождение «Я, ты, он, она» и «Лети туда, где солнца свет»
- Ребята! Мы с вами видели, как изображают нашу Родину художники. Каждый видит ее по-своему.
А давайте тоже изобразим нашу страну. Ведь ее красота- в наших с вами руках.