Что должен делать ребенок к. Развитие грудничков, поведение, что должен уметь ребенок по месяцам

Первые 4 месяца жизни ребенка по праву считаются самыми насыщенными и продуктивными. За это время малыш интенсивно развивается. Речь идет не только о наборе массы тела, но и о различных навыках. Малыш становится более активным, охотнее идет на контакт с родителями и посторонними людьми. Он активно взаимодействует с внешним миром, что позволяет ему приобретать новые жизненные навыки. Чтобы не пропустить возможные отклонения в развитии, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Социальные навыки

К 4-му месяцу жизни у крохи формируется «комплекс оживления». Это значит, что при общении со взрослыми ребенок начинает активно двигать конечностями, улыбаться и радостно гукать. К этому времени малыш уже умеет не только улыбаться, но и радостно смеяться. Он прекрасно различает хорошие и плохие эмоции взрослых людей. Радуется при появлении новой игрушки.

В 4 месяца кроха безошибочно узнает среди других взрослых людей своих родителей. И это не удивительно, ведь они проводят с ребенком больше всего времени.

Примечателен тот факт, что дети этой возрастной группы способны отличить своих родственников не только по внешнему виду, но и по голосам. Если они не видят своих родителей , то начинают активно искать их взглядом и прислушиваться к окружающей обстановке.

Уровень психологического развития

До четырехмесячного возраста дети улыбаются рефлекторно. После 4-х месяцев ребенок начинает улыбаться осмысленно. То есть, его настроением начинает руководить центральная нервная система. При этом ребенку доступен весь спектр эмоций и чувств , что и взрослому человеку.

Это очень важный этап в развитии крохи. Именно в этом время родители должны позаботится о том, чтобы между ними и малышом установилась тесная эмоциональная связь. В дальнейшем это позволит ребенку правильно развиваться в психоэмоциональном плане. Ему будет проще приспосабливаться к окружающему миру, ведь он будет знать, что рядом есть любящие его люди.

Физическая активность

К 4-м месяцам малыши приобретают некоторую самостоятельность . Они активно поворачивают голову. Во время кормления предпочитают помогать себе руками. Они хватаются за грудь мамы или бутылочку.

Естественно, это не все навыки, которыми овладевает кроха за 4 месяца жизни. Их намного больше. Основными из них являются:

Зрение и слух

Малыш к 4-месяцам начинает активно обращать внимание на все яркие или движущиеся предметы. Раньше у него не работала фокусировка зрения. Он мог различить предметы, расположенные только на расстоянии 40 см. Теперь же он отчетливо видит на дистанции в 3-3,5 м. Теперь кроха может наслаждаться видом своей комнаты. Да и прогулки на свежем воздухе становятся для него более познавательными.

Что касается слуха, то к 4-м месяцам он у крох становится таким же острым, как и взрослых людей. Теперь малыши умеют реагировать на окружающие звуки должным образом: при резких и незнакомых звуках они пугаются, а, слыша маму, радуются.

В этом возрасте родители не должны допускать скандалов при ребенке, так как кроха прекрасно различает эмоциональный окрас речи.

Желательно, чтобы малыш во время бодрствования не оставался в тишине. Если мама занята домашними делами, она может поставить ему классическую музыку, записи детских сказок или колыбельных песен. Все это пойдет маленькому человеку на пользу.

Речевые навыки

К возрасту 4-х месяцев ребенок должен уметь активно пользоваться своим речевым аппаратом. Он уже должным образом произносит основные слоги: «ба», «па», «ма». Из-за их четкого произношения многие молодые родители ошибочно думают, что чадо вот-вот заговорит. Это ошибочные ожидания. До полноценной речи еще далеко. Слоги, которые слышат родители от крохи в этом возрасте, указывают лишь на хорошее настроение. Эти звуки дети произносят неосознанно, они лишь копируют артикуляцию взрослых людей. И все равно это очень важный шаг. Ведь теперь у ребенка появился еще один инструмент привлечения внимания родителей.

Возможные отклонения

Когда речь заходит о патологиях развития, многие люди забывают о том, что все дети индивидуальны и уникальны. Даже если поместить детей в одинаковые условия , развиваться они будут по-разному. Например, если ребенок начинает переворачиваться на 1 месяц позже своих сверстников, это считается нормой.

В тех случаях, когда отставание достигает 2-х месяцев, тогда родителям нужно срочно показать свою кроху врачам.

Отсутствие половины вышеописанных навыков – серьезный повод для обращения за помощью. Нужно непременно идти к врачам в следующих случаях:

Все эти отклонения красноречиво указывают на отставание ребенка в физическом и психоэмоциональном развитии. Без помощи педиатра и невролога здесь не обойтись .

Если отклонения от нормы незначительные, скорее всего, родители просто не уделяли должного внимания развитию крохи.

Родители должны знать, что нужно делать , чтобы ребенок хорошо развивался.

Распорядок дня

К четырехмесячному возрасту родители должны делать все, чтобы ребенок был более активным днем. Нужно увеличить время непрерывного бодрствования до 3-х часов . Ребенок должен достаточное время гулять, играть с родителями. Ему должно хватать времени на освоение новых навыков.

Ночной сон ребенка должен занимать от 7-10 часов. При этом следует учитывать тот факт, что кроха, вероятнее всего, будет ночью просыпаться, чтобы поесть. Поэтому родителям следует загодя делать питание на ночь.

Физическое развитие

Делать это упражнение нужно не чаще 2-х раз в день.

Ребенок также должен уметь активно переворачиваться в 4 месяца. Если у него это плохо получается, это не повод для паники. Родители могут ускорить усвоение навыка. Для этого им нужно положить кроху на спину, взять ножку малыша, согнуть ее и отвести в сторону. Ребенок инстинктивно потянется ручкой в ту же сторону. Родители должны дать ему палец . Кроха ухватится за него и, воспользовавшись опорой, перевернется на живот.

Делать это упражнение нужно очень нежно и осторожно.

Чтобы у крохи лучше работали пальчики, родители могут сделать для него специальную игрушку: сенсорную коробку. Делать ее несложно: нужно взять картонный кубик и оклеить его различными материалами. В двух боках коробочки нужно сделать отверстия такого размера, чтобы кроха могла засунуть туда руку. Внутри коробочки нужно крепко закрепить шнурки, пуговички, ворсистую и гладкую ткань, фольгу.

Ребенок будет активно пытаться нащупать разные детали игрушки. Тем самым у него будет активно развиваться мелкая моторика.

Развитие слуха

Слух развивать проще всего. Для этого нужно воспользоваться различными музыкальными инструментами вроде колокольчика, свирели, ксилофона. Нужно издавать различные звуки с их помощью рядом с ребенком. При этом кроха должна видеть, что именно издает звук. Ребенок должен уметь вычислять местонахождение звукового источника.

Стимулирование речевого аппарата

Это не столько работа для ребенка , сколько для его родителей. Они должны делать следующие упражнения:

  • взять малыша на руки так, чтобы он видел лицо мамы;
  • она должна высунуть язык и покачать им из стороны в сторону;
  • надуть щеки и пофыркать;
  • вытянуть губы трубочкой.

Спустя некоторое время малыш начнет копировать действия мамы. Тем самым у него будет быстрее развиваться речевой аппарат.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что должен уметь ребенок в 4 месяца . Он способен хватать предметы, манипулировать ими, гукать, эмоционально реагировать на изменение окружающих условий. На этом этапе жизни малыша родители должны помочь ему закрепить новые навыки и создать условия для движения к новым достижениям.

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает .
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.

Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Основные навыки годовалого ребенка

Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года»

Начало

  • Следит глазами за источником света ()
  • Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами ()
  • Улыбается маме ()
  • Держит головку (когда ребенок )
  • и обратно
  • Тянет руки к игрушкам
  • Сидеть ()
  • Агукает ()

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

  • Уверенно стоять без поддержки.
  • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно ().
  • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) ().
  • Ползать по лестнице вверх и вниз.
  • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
  • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
  • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:


  • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Составлять «башню» из кубиков.
  • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
  • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
  • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
  • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
  • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
  • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

  • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
  • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
  • Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
  • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
  • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
  • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
  • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
  • Подражать мимике взрослого.
  • Выражать свое недовольство мимикой () на запрет, строгий тон взрослого.
  • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
  • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

  • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
  • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
  • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
  • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
  • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
  • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
  • Понимать слово «нельзя».
  • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
  • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
  • Знает и реагирует на свое имя

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

А вообще, все дети разные и индивидуальные!

Что должен уметь новорождённый малыш в 1 месяц? Вовремя ли появились условные рефлексы? Ответы на эти вопросы помогут понять молодым родителям, правильно ли развивается кроха, всё ли в порядке с его здоровьем.

Ориентируйтесь на данные педиатров, сравнивайте показатели, но не паникуйте, если по некоторым параметрам новорождённый слегка отстаёт от нормы. Своевременно обратитесь к детскому врачу для коррекции рациона, режима дня.

Общая информация

Первый месяц – период, когда ребёнок адаптируется к окружающей среде. Малыш восстанавливается после родового процесса, постепенно забывает о перенесённом стрессе.

Первое время не требуйте от крохи ответной реакции на ваши действия, не расстраивайтесь, если новорождённый слабо реагирует на вашу улыбку. Мягкие, приятные интонации, ласковый голос не менее важны, чем достаточное количество молока у мамы.

Безразличие, нежелание разговаривать с ребёнком («он ведь всё равно мало что понимает») повышают тревожность, снижают чувство защищённости у новорождённого. Первый месяц – это не только бесконечные кормления и не проходящая усталость, но и период налаживания контакта между мамой, папой и младенцем, постепенное осознание нового состояния – «родители».

Уровень развития ребёнка в первый месяц

Что умеет ребенок в 1 месяц? Для оценки педиатры применяют несколько критериев. Родителям важно знать, правильно ли развивается кроха, при заметных отклонениях вовремя обратиться за помощью.

Зрение

Особенности:

  • глазки ещё развиваются, крохе трудно сконцентрировать взгляд, зрение ещё нечёткое;
  • к концу первого месяца малыш хорошо видит предметы, удалённые от него на 20–30 см. Вот почему яркая вращающаяся игрушка над кроваткой – хорошая тренировка зрительного нерва;
  • через 3–4 недели новорождённый различает лица взрослых при близком общении: во время кормления, процедур по уходу за младенцем;
  • в 1 месяц ребёнок умеет следить за движущейся перед глазами игрушкой. Одно условие – перемещайте предмет (лучше погремушку) медленно.

Слух

Особенности:

  • слышит младенец намного лучше, чем видит;
  • кроха легко понимает, откуда идёт звук, реагирует, поворачивает головку;
  • через 2–3 недели новорождённый различает голоса. Особенно приятны крохе высокие звуки. Вот почему мамин голос вызывает больше внимания, чем папин;
  • речевой аппарат развивается, к концу четвёртой недели новорождённый произносит первые «слова». Звуки совершенно не походят на речь взрослых людей, напоминают воркование голубей. Говорят, что ребёнок «гулит».

Совет! Обязательно общайтесь с грудничком, пойте колыбельные, включайте тихую, спокойную музыку. Крики, резкие звуки, громкая, агрессивная музыка пугают младенца, часто вызывают плач.

Рост и вес

О правильном развитии новорождённого говорят эти важные показатели. Развитие каждого малыша имеет свои особенности, но общие тенденции учитывайте обязательно.

Педиатр подскажет, достаточно ли граммов набрал новорождённый за первый месяц жизни или он отстаёт в весе. На показатели также влияет наследственность: у крупных родителей ребёнок вряд ли будет страдать от излишней худобы.

Оптимальные показатели:

  • достаточный набор массы тела – от 400 до 900 г. К концу 4-й недели девочки должны весить от 3,5 до 4, 8 кг, мальчики – от 3,7 до 5,2 кг;
  • активный рост – признак нормального развития крохи. Рост увеличивается от 2 до 4 см, достигает у мальчиков от 52 до 57 см, у девочек – от 50 до 56 см;
  • к объёму головы и грудной клетки также должно добавиться пару сантиметров.

В первые 2–4 дня после рождения кроха теряет лишнюю жидкость, вес уменьшается почти на 10%. При достаточном количестве молока у мамы, за несколько недель малютка восстановит вес, наберёт нужные граммы. Потеря веса на протяжении двух недель может свидетельствовать о тяжёлых патологиях пищеварительной системы. Обязательна консультация педиатра и гастроэнтеролога.

Реакция на окружающий мир

Особенности:

  • к месяцу малыш замечает, когда к кроватке подходит знакомый человек: двигает ножками, ручками, слегка агукает «по-своему»;
  • мимика постепенно развивается, малыш морщит личико, если что-то ему не нравится или корчит смешные рожицы, пытаясь показать эмоции;
  • иногда близким людям кажется, что младенец улыбается, но чаще всего, это происходит случайно, неосознанно. Полнее выражать свою радость, удовлетворение ребёнок начнёт чуть позже.

Физическая активность

Особенности:

  • после рождения мышечный тонус повышен, движения плохо скоординированные. По этой причине малыш дёргает ручками и ножками, не может до конца расслабиться;
  • большую часть времени кроха спит. Многие детки предпочитают «позу лягушки»: лёжа на спинке, ребёнок сгибает и поднимает ручки, сжимает кулачки. Ножки также согнуты, но слегка раздвинуты. При напряжении мышц такая поза не доставляет новорождённому неудобств;
  • переверните кроху на животик. Малыш чуточку приподнимет голову, 4–5 секунд будет держать её на весу, слегка поворачивать в стороны.

Важно! Если ребёнок в 3–4 недели, лёжа на животике, даже не пытается приподнять голову, обязательно обратитесь к педиатру, чтобы выяснить причины мышечной слабости.

Особенности нервной системы

Родители должны знать, какие безусловные (приобретённые) рефлексы должны появиться у малыша в 1 месяц. Правильный набор рефлексов помогает новорождённому быстрее освоиться в новом мире.

Если вы отметили, что один или несколько рефлексов слабо проявляются, посетите детского невролога для выяснения причины отклонений. Не стоит паниковать, возможно, нужно активнее общаться с крохой, уделять развитию младенца больше внимания.

Набор рефлексов, свидетельствующих о здоровье нервной системы:

  • сосательный. Рефлекс заложен с рождения. Ребёнок ритмично сосёт любой предмет (палец, сосок, пустышку), попавший в крохотный ротик;
  • поисковый. Прикоснитесь к щеке или уголкам губ. Малыш повернёт голову, слегка откроет ротик в поисках пищи;
  • хватательный. Прикоснитесь к ладошке, слегка погладьте её: кроха цепко сожмёт кулачок, попытается удержать палец или предмет;
  • автоматической ходьбы. Поддерживайте кроху, поставьте на твёрдую поверхность. Даже в месяц ребёнок будет перебирать, дёргать ножками, будто «идёт»;
  • защитный. Рефлекс не позволяет малышу захлебнуться, если новорождённого положить на животик. Младенец тут же повернёт головку набок, будет спокойно дышать;
  • рефлекс Моро. Стукните по кровати, на которой лежит кроха, примерно в 25 см от малыша. При правильном развитии ребёнок разведёт ручки (пальчики разогнуты), затем примет первоначальное положение;
  • ползания. Положите новорождённого на животик, прикоснитесь к ступням. Реакция будет незамедлительной: кроха слегка оттолкнётся от ваших рук;
  • рефлекс Бабинского. Попробуйте погладить внешний край крохотной стопы. О правильной нервной регуляции свидетельствует реакция: стопа повернётся в сторону, пальчики растопырятся.

Степень развития ребёнка возрастом 4 недели должен оценить врач, но родителям будет полезна информация, чтобы понимать, все ли рефлексы присутствуют. Проведите предложенные тесты, понаблюдайте за реакцией малыша. Вы не только оцените состояние новорождённого, но и больше узнаете о крошечном создании.

Уход за младенцем в 1 месяц

Патронажная сестра и детский врач подскажут, как правильно купать, кормить кроху, сколько грамм должен набрать новорождённый на протяжении месяца. Придерживайтесь определённых правил, осторожно обращайтесь с малышом: ребёнок достаточно слаб.

Помните: не все действия, допустимые в полгода, разрешены в 1 месяц. Например, не поднимайте крохотное тельце только за ручки, обязательно придерживайте голову. Не допускайте запрокидывания головы назад.

Для правильного развития, укрепления здоровья соблюдайте следующие правила:

  • правильно держите новорождённого: кладите тельце на одну руку, второй рукой аккуратно придерживайте ножки. Голова ни в коем случае не свисает, а лежит на согнутом локте;
  • мягко массируйте спинку, грудку новорождённого. Круговыми массажными движениями разминайте каждый пальчик, затем – ножки и ручки. Сильно не давите, действуйте осторожно. Проводите массаж через день в течение нескольких минут;
  • тщательно обрабатывайте кожные складочки. В 1 месяц малыш слабо двигает ручками и ножками, не до конца разгибает их, в складках накапливается пот. При недостаточном уходе может развиться потница и более тяжёлая форма – опрелости у новорождённых. Частые мочеиспускания и опорожнения кишечника нередко вызывают раздражение нежной кожи на ягодицах и паховых складках. Обрабатывайте складочки кипячёной водой, насухо вытирайте, слегка припудривайте;
  • утром обязательно очищайте глазки, носик, область между пальцами. Регулярная гигиена – обязательный элемент профилактики кожных заболеваний. Помните: больной малыш хуже развивается, страдает от проблем с кишечником из-за несовершенства многих систем на начальном этапе жизни.

В 1 месяц кроха немного приспособился к новому миру, но многие функции организма ещё не проявились в полную силу. Общайтесь с младенцем, показывайте яркие картинки, пойте песенки, делайте лёгкий массаж.

Теперь вы знаете, как обеспечить полноценное развитие новорождённому малышу. Важен правильный уход, спокойная, доброжелательная обстановка в семье. Помните: от первого месяца жизни во многом зависит дальнейшее развитие маленького человечка, его здоровье и активность.

Подробнее о развитии месячного ребенка в следующем видеоролике: