Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение. Если ребенок в два года не говорит: причины и методики обучения малышей разговаривать 2 летний мальчик не говорит

Родители умиляются первым осознанным «словам» своего малыша. Но нередко наблюдается обратная картина: ребенок в года не разговаривает и даже не предпринимает попыток.

Этапы и нормы речевого развития

Поскольку речь важна не только для полноценного общения, но и оказывает влияние на психическое развитие ребенка (связана с развитием памяти, внимания, мышления и воображения), на задержку речевого развития стоит обратить пристальное внимание.

Выявить подобного нарушения помогает знание этапов и норм формирования речи.

Важно помнить, норма – относительное понятие, и каждый ребенок обладает индивидуальными возможностями и особенностями, время появления определенных речевых форм может варьироваться по срокам.

Основные этапы развития:

  • С рождения до 1-го месяца жизни малыш реагирует на интонацию обращенной к нему речи (проявляет радостное оживление, плачет). В данное время появляется первая голосовая реакция – ребенок кричит, и уже к второму-третьему месяцу крик отличается разнообразными интонациями.
  • Со 2-го – 3-го месяца наблюдается гуление – карапуз издает отдельные певучие звуки и внимательно прислушивается. Эти звуки одинаковы для детей любой национальности – а-а-а, о-о-о, гу-у-у, м-м-м. К 4-му месяцу сочетания усложняются, а малыш постепенно отсеивает сочетания звуков, несвойственные его родному языку.
  • С 4-х – 5-ти месяцев гуление переходит в лепет - малыш воспроизводит сочетания слогов, подражая речи окружающих. После 6-го месяца лепетные звуки интенсивно накапливаются и постепенно переходят в лепетные слова.
    Важно: в случае задержки речевого развития лепет появляется в более позднем возрасте, а при наличии проблем со слухом – гуление прекращается.
  • С 6-ти до 10-ти месяцев «количество переходит в качество» - малыш неоднократно повторяет одни и те же лепетные цепи звуков, появляются также лепетные слова, соотносимые с конкретными предметами и лицами («би-би», «ав-ав» и т.д.). Речь отличается эмоциональной выразительностью, присутствует реакция на свое имя. Малыш начинает соотносить звуковой образ слова с предметом, реагирует на вопросы (показывает названный предмет, смотрит в его сторону).
  • С 10-ти месяцев до года появляются слова-предложения (слово выражает в зависимости от ситуации чувство, желание, обозначает предмет).
  • С 1 до 3 лет у активно познающего мир малыша темп развития речи ускоряется. Ребенок интересуется, как называются новые предметы и объекты и активно использует новые слова. Присутствуют звуковые искажения, перестановка слогов, а труднопроизносимые звуки пропускаются. Нередко используются только начальные слоги.

Важно – в норме ребенок второго года жизни способен произносить без труда звуки о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф, а ближе к 3-м еще и й, л’, э, с’.

Элементарная фразовая речь формируется к 2-м годам – малыш способен объединять несколько простых слов в процессе общения (дай пить и т.д.).

В полтора года словарный запас ребенка составляет приблизительно 100 слов, в возрасте двух лет – около 300, а к концу раннего возраста – приблизительно 1500 слов.

Правильное использование грамматических категорий начинается у малышей после 2,5 лет.

Отклонения от нормы


Незначительные отклонения от сроков с сохранением этапов речевого развития обычно указывают на индивидуальную особенность карапуза. Следует помнить, девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков и больше любят подражать взрослым. Сильный пол более ориентирован на действие, у мальчиков чаще первыми словами являются обозначения действий, а повторять за взрослыми они иногда не желают.

Если малыш не говорит в 2 года, но мало отличается от сверстников и отлично понимает, что от него хотят взрослые, излишне беспокоиться не стоит. Иногда активная речь проявляется внезапно, и вчерашний молчун при должном внимании со стороны взрослых оказывается вполне разговорчивым ребенком.

В случае беспокойства родителям следует установить причину молчаливости малыша методом исключения возможной патологии. С этой целью нужно обратиться к педиатру, врач даст направления к логопеду и прочим узким детским специалистам (лору, неврологу, психиатру).

Почему двухлетний ребенок не говорит?

Всех детей, не разговаривающих в двухлетнем возрасте, можно поделить на две группы:

  1. Абсолютно здоровые малыши, «хранящие молчание» в силу темперамента и других индивидуальных особенностей развития.
  2. Дети с различными патологиями, препятствующими нормальному развитию речи.

Часто при отсутствии проблем со здоровьем малыш в 2 года не разговаривает в следующих ситуациях:

  • Речь невостребованна. Данная ситуация возникает и у детей, предоставленных самим себе, и малышей, страдающих от гиперопеки. Долгое время молчат крохи, по различным причинам не получающие полноценного общения с родителями – у них нет ни примера для подражания, ни стимула к развитию речи. Чрезмерно трясущиеся над ребенком взрослые, практически угадывающие желания чада и тут же несущиеся их исполнять, стимулируют длительное молчание (обычно у таких деток присутствует ограниченный набор слов, позволяющих манипулировать окружающими). У слишком сильно опекаемых детей отсутствует потребность озвучивать желания и чувства, они прекрасно обходятся жестами.
  • Присутствуют стрессовые ситуации, испуг. Здоровые дети, находящиеся в неблагополучной в эмоциональном отношении обстановке, замыкаются и молчат из-за сильных стрессовых переживаний (в первую очередь стрессовое воздействие на ребенка оказывают регулярные семейные скандалы). Негативно влияет на малыша в данном возрасте переезд, серьезная, требующая стационарного лечения болезнь, неправильная адаптация к детскому саду и т.д. Особенно остро дети данного возраста воспринимают разлуку с матерью.
  • В семье наблюдается билингвизм. Хотя дети гораздо легче взрослых усваивают разнообразные языки, регулярное использование разных названий для одних и тех же предметов мешает ребенку точно определить, какие названия следует употреблять.
  • Ребенок негативно относится к речи. Обычно упорно молчат и не реагируют на просьбы что-либо сказать, повторить дети с упрямым, независимым характером. И чем больше настаивают родители, тем замкнутее и молчаливее становится ребенок.
  • У ребенка неограниченный доступ к телевизору, компьютеру и т.д. – в таком случае он часто воспринимает речь как шумовой фон, не выделяя родительские голоса из потока звуков.

Патологии, вызывающие задержку речевого развития


Кроме вышеперечисленных социально-психологических факторв, существуют и причины медицинского характера. К таким причинам относятся:

  • Нарушения слуха. Слух является ведущим речевым анализатором, и различные проблемы с ним приводят к расстройствам речи у детей. Глухой с рождения ребенок освоить речь самостоятельно не в состоянии. У детей со сниженным слухом из-за неполноценности восприятия речи страдает ее понимание и воспроизведение.
  • Ограниченная подвижность органов речи , возникающая в случае поражения нервной системы (дизартрии) у малышей. Появляется по причине травм, нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекций и т.д. Часто является одним из проявлений ДЦП. В зависимости от тяжести патологии речь детей отличается незначительными нарушениями артикуляции либо практически отсутствует.
  • Врожденные аномалии развития челюстно-лицевой области, затрудняющие развитие речи у детей.
  • Наследственные заболевания (семейная брадилалия, миастения, синдром Дауна и т.д.).
  • Патологии головного мозга и нервной системы. При органических поражениях корковых речевых центров, расположенных в головном мозге (бывают внутриутробными или происходят на протяжении первых лет жизни), развивается алалия, в данном случае речевые реакции у малыша проявляются поздно, словарный запас беден, слоговая структура и звукопроизношение нарушены. Локальные органические поражения мозга ведут к развитию у детей афазии, в данном случае утрачиваются приобретенные ранее навыки речи.

Достаточно распространенной причиной, объясняющей молчание ребенка при отсутствии физических патологий, является аутизм. Это нарушение развития нервной системы выражающееся в замкнутости, слабым проявлением эмоций и активным избеганием внешнего мира. Незначительная задержка речевого развития наблюдается и в случае напоминающего аутизм синдрома Аспергера.

Предрасполагающими факторами к тому, что малыш к концу 2 года жизни не говорит, являются:

  • длительный токсикоз, заболевания матери во время беременности;
  • слишком длительные/стремительные роды;
  • гипоксия плода;
  • родовые травмы у детей;
  • прием матерью в период беременности противопоказанных медикаментов.

Помощь ребенку в освоении речевых навыков

Когда причиной длительного молчания ребенка является какая-либо патология, развитие речи должно сопровождаться лечением основного заболевания. Медикаментозную/хирургическую терапию детям назначают врачи узкой специальности – невролог, психиатр, лор.

Активизации деятельности речевых зон у ребенка способствуют кортексин и другие препараты, магнитотерапия, а при отсутствии противопоказаний и электрорефлексотерапия.

Проводятся занятия с дефектологом, помогающие в индивидуальном порядке предотвратить развитие новых отклонений и откорректировать имеющиеся.

Плохо разговаривающим детям показан и логопедический массаж.

Больным и абсолютно здоровым молчунам для развития речевых навыков необходимы регулярные «разговорные» занятия с родителями, включающие:

  • Артикуляционную гимнастику.
  • Разнообразные занятия, развивающие мелкую моторику (лепка, пальчиковые игры, пересыпание и перебирание мелких предметов и т.д.), они стимулируют работу речевого центра.
  • Медленное, с выражением, чтение (легче воспринимается детьми ритмичная речь, отдавайте предпочтение детским стихам), рассказы по картинкам.
  • Совместное пение детских песенок, игры с подражанием голосам животных и т.д. (то, что вы произнесли вместе, кроха запоминает быстрее).

Если в случае наличия нарушений у малыша действия родителей корректируются специалистом, то что делать и как разговорить ребенка, не страдающего какими-либо патологиями?

Если упрямый независимый малыш понимает, но не повторяет за вами слова – не настаивайте, иначе он начнет еще больше противиться «навязываемому». Постарайтесь создать ситуацию, в которой ему захочется высказаться самостоятельно.

Упражнения, способствующие развитию речи, показаны и абсолютно здоровому ребёнку.

Мнение Комаровского

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения - понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода - разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия - взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи - это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки - на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом . Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота - явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития - органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения , патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад . В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка - общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш - зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка - все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.

Прогноз

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

  • 3 года
  • Логопедические занятия
  • Не говорит

Двухлетний карапуз ни минуты не сидит на месте. Что умеет ребенок в 2 года? Он находится в постоянном движении и поиске новых впечатлений. На данном этапе кроха развивается так стремительно, что многие родители даже не успевают отслеживать этот процесс. Буквально вчера ребенок впервые взял в руки ножницы, а сегодня он уже умело управляется с ними. Пару месяцев назад карапуз изъяснялся полусотней бессвязных слов, а теперь начинает строить из них целые предложения. Все эти успехи необычайно радуют взрослых и дарят им повод для гордости своим малышом. Но все же родители невольно продолжают сравнивать деток между собой, отмечая у своего крохи отставание или, напротив, опережение в развитии. Поэтому информация о том, что должен уметь ребенок в 2 года, будет полезной для взрослых. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Речь ребенка в 2 года

Словарный запас крохи к этому возрасту доходит до 300 слов . Он начинает составлять простые предложения, более четко формулировать свои потребности и желания.

Поскольку мышление ребенка развивается при помощи речи, родителям необходимо постоянно общаться с малышом, рассказывать ему истории, читать книги и отвечать на вопросы.

В лексиконе малышей начинают появляться прилагательные и местоимения. Нередко двухлетние крохи говорят о себе в третьем лице. На смену упрощенным словам («ням-ням», «бух») приходят правильные (кушать, упал). По просьбе родителей ребенок показывает на картинке различные предметы, понимает непродолжительный рассказ о знакомых событиях.

Физическое развитие

Новые навыки

В отличие от годовалых малышей, их уже не интересует бесцельное перемещение в пространстве. Они не следуют инстинктам и рефлексам, а стремятся направить свою активность в полезное русло.

К двум годам детки не просто уверенно ходят, но и без труда совершают следующие действия:

  • перешагивают через препятствия;
  • поднимаются и спускаются по лестнице или наклонной плоскости;
  • совершают небольшие пробежки;
  • умеют невысоко подпрыгивать;
  • ходят по бревнышку или бордюру;
  • пинают мяч ногой.

Крохи ставят пред собой определенную цель: скатиться с горки, догнать кошку, забраться на высокий стул – и идут к ее достижению. Движения ребенка становятся намного более уверенными.

Координация движений

К разряду того, что умеет малыш в 2 года, относится способность управлять обеими руками, координировать свои действия. Ему уже удается ловить мяч с близкого расстояния, самостоятельно рисовать и лепить из пластилина. Этот возраст оптимально подходит для знакомства крохи с ножницами. Только не стоит требовать от него слишком многого. Ребенок еще не способен вырезать фигуры по линиям. Достаточно просто научить малыша правильно держать в руках ножницы и дать ему полную свободу действий, наблюдая за процессом со стороны.

Всегда находитесь рядом, доверяя ребенку ножницы!

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Малыш многому научился! Что уже умеет ребенок в 2 года:

Новые знания

  • В 2 года дети различают от 4 до 8 основных цветов;
  • группируют предметы по оттенкам;
  • определяют геометрические фигуры и указывают на них;
  • распознают объекты по другим параметрам: весу, фактуре, температуре (теплый-холодный, легкий-тяжелый, гладкий-шершавый);
  • знают цифры и умеют считать. Малыш уже может сказать и продемонстрировать на пальцах, сколько ему лет.

Ролевые игры

По просьбе родителей кроха выполняет последовательность заданных действий. К примеру: «встань из-за стола, пойди в комнату и принеси мне желтый мячик». Это умение проявляется и в ходе игр. Так, карапуз сначала кормит куклу, затем умывает ее и укладывает спать. К процессу игры подключается воображение. Кроха уже сам выстраивает сюжетную линию событий, подбирает подходящих персонажей, задействует предметы-заместители (коробку вместо гаража для машинки, маленькие мячики вместо яблок и т.д.).

Подражание взрослым

В этом возрасте малыши очень любят подражать взрослым, копировать их действия, проявлять самостоятельность. Двухлетний малыш охотно участвует во взрослых занятиях. Вместе с мамой он занимается уборкой и приготовлением пищи: протирает пол влажной тряпкой, приносит продукты, смешивает ингредиенты в чашке и т.д. Конечно, родителям гораздо проще и быстрее все сделать самим, но не стоит ограничивать кроху в проявлении самостоятельности. Два года – отличный возраст для начала трудового воспитания.

Маргарита, мама двухлетнего Максима: «Мой малыш помогает мне по хозяйству с годовалого возраста. Сначала полы протирал, потом стал проявлять интерес к приготовлению еды. Мы ему купили игрушечную печку, которую поставили на кухне рядом с настоящей. Когда я готовлю, он смотрит и делает то же самое с игрушечными продуктами: хлеб жарит, варит компот, фрукты тушит и т.д. Иногда раскладываю часть обеда по его кастрюлькам, а он сам в тарелку себе накладывает. Бутерброды собирает из нескольких ингредиентов. Посуду в мойку составляет. Недавно начал активно взаимодействовать с машинкой: белье туда загружает, потом достает и развешивает. Конечно, много что переделывать приходится. Зато ребенок чувствует себя полезным».

Эмоционально-социальное развитие

Двухлетние малыши радуют родителей своей общительностью и стремлением к взаимодействию с окружающими. Если раньше кроха прижимался к маме при виде нового человека, то теперь он более охотно идет с ним на контакт. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте несколько отличается.

Девочки

Юные леди старательно привлекают к себе внимание и бурно реагируют на похвалу в свой адрес. Девочки оценивают взрослых с позиции их отношения к ним. Двухлетние малышки думают примерно так: «Этот дядя хороший. Он принес мне шоколадку и дал поиграть со своими очками».

Мальчики

Мальчики судят об окружающих по их стремлению чему-то научить ребенка, поиграть с ним в активные игры. Гость, продемонстрировавший крохе, как нужно здороваться по-мужски и поигравший с ним в отважных пиратов, непременно завоюет расположение малыша.

Согласно мнению детских психологов, в 2 года ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность.

Ребенок восторженно относится к развлечениям, проявляет интерес к музыке и пению, с увлечением смотрит мультфильмы. При общении со сверстниками детки улыбаются друг другу и используют эмоционально окрашенную речь.

При общении с взрослыми малыши проявляют яркие эмоции. Это отражается в мимике, возгласах, движениях карапуза.

Психологические изменения

Стоит отметить, что мышление, память и внимание детей до пятилетнего возраста не поддаются контролю с их стороны. Кроха попросту не способен самостоятельно управлять этими психологическими процессами. Внимание двухлетних деток переключается очень быстро, достаточно лишь заинтересовать их чем-то новым и увлекательным.

В этом возрасте кроха впитывает все, как губка. Он быстро осваивает новые навыки, которые впоследствии проносит через всю жизнь.

Крохи быстро заражаются эмоциями от окружающих людей. Если пребывающий в хорошем настроении карапуз увидит, что играющий с ним малыш начинает капризничать, он может перенять его недовольство. Именно поэтому психологическая обстановка, которая окружает ребенка изо дня в день, играет на данном этапе очень большую роль. Что можно ждать от крохи, чьи родители постоянно ругаются между собой и периодически срываются на малыша? Вероятнее всего, такой карапуз будет вести себя очень нервозно и при малейшем поводе начнет переходить на крик. Благоприятная дружественная обстановка вокруг ребенка позволит вырастить из него психологически уравновешенную личность.

Бытовые навыки

Как правило, в 2 года ребенок умеет без помощи родителей:
  • кушать ложкой жидкую пищу;
  • умываться и мыть руки;
  • ходить на горшок;
  • надевать некоторые вещи.

Кристина, мама Юли (2,5 года): «Воспитатели в детском саду говорят, что дочка одевается сама и чуть ли не быстрее всех. Дома я за ней такого не замечала. Чтобы снять, это без проблем, а как одеть – «я не умею», «у меня не получается». Только в ботинки сама влезть может. А недавно ходили с ней в больницу. Дочка очень боялась там остаться и в результате буквально за две минуты полностью оделась сама, причем абсолютно правильно. Зато мы убедились, что она все может, просто не хочет».

Краткая таблица навыков

Как видно из вышеизложенного материала, двухлетний кроха обладает целым набором знаний и навыков. Собрать их воедино поможет обобщающая таблица. Что должен уметь ребенок в 2 года?

Вот так выглядит список его возможностей:

Речь
  • Произносит порядка 200-300 слов;
  • Говорит предложениями;
  • Упрощенные слова заменяет правильными (не «мяу», а киса; не «би-би», а машина);
  • Использует местоимения и прилагательные;
  • Задает вопросы;
  • Называет объекты, изображенные на картинке.
Эмоции и общение
  • Охотно идет на контакт с окружающими;
  • При общении проявляет яркие эмоции через возгласы, мимику, движения;
  • Болезненно реагирует на свои неудачи и радуется успехам;
  • Упрямится, настаивает на своем;
  • Плачет от обиды или при расставании с мамой;
  • Осознает свою гендерную принадлежность.
Познание
  • Различает от 4 до 8 цветов;
  • Группирует предметы по оттенку;
  • Узнает различные геометрические фигуры;
  • Распознает объекты по весу, фактуре, температуре;
  • Говорит и показывает, сколько ему лет;
  • Выстраивает цепочку последовательных действий.
Физическая активность
  • Уверенно ходит и бегает;
  • Поднимается и спускается с лестницы или наклонной поверхности;
  • Перешагивает через препятствия, ходит по бревнышку, подпрыгивает;
  • Пинает мяч и пытается ловить его;
  • Рисует линии на листе;
  • Использует ножницы и пластилин по назначению.
Бытовые навыки
  • Ходит на горшок;
  • Ест ложкой жидкую пищу;
  • Моет руки и умывает лицо;
  • Помогает взрослым по хозяйству;
  • Надевает некоторые вещи (шапку, варежки, носки);
  • Умеет пользоваться носовым платком.

Таблица роста и веса

Что же касается физических параметров двухлетних малышей, то они являются сугубо индивидуальными и напрямую зависят от генетических факторов и особенностей развития крохи. Так или иначе, существуют определенные нормы, выведенные российскими педиатрами и Всемирной Организацией Здравоохранения. Приведем данные показатели в виде таблиц.

Развивающие игры и упражнения

Занятия и игры с родителями являются для ребенка важнейшим источником получения новых знаний, а также способом расширения кругозора. Поэтому так важно уделять малышу как можно больше времени, общаться с ним, отвечать на вопросы, тем самым создавая благотворную почву для его развития. Поговорим подробнее о занятиях, играх и упражнениях для двухлетних малышей.

Упражнения на физическое развитие

Физические упражнения для детей двух лет направлены на развитие мышц спины и укрепление костей, а также на правильное формирование опорно-двигательного аппарата. Недостаток движения в этом возрасте может привести к плохой осанке, которая нередко становится причиной сколиоза. Вполне очевидно, что все занятия для малышей должны проводиться в веселой игровой форме с участием любимых игрушек. Не стоит злоупотреблять физическими нагрузками. 3-4 упражнений, общей продолжительностью 15 минут, будет вполне достаточно. Приведем некоторые из них:

«По тропинке»

Положив на пол длинный узкий отрез ткани или бумажную полоску, нужно попросить малыша пройтись по ней, сохраняя равновесие и не выходя за границы. Чтобы заинтересовать кроху, стоит поместить на другом конце «тропинки» его любимую игрушку и попросить ребенка принести ее. Карапуз с удовольствием проделает этот нелегкий путь вместе со своим лучшим «другом».

«Сбор урожая»

Разбросав по полу игрушечные фрукты, овощи или маленькие мячики, следует предложить крохе собрать урожай в корзинку. Для этого малышу придется либо наклоняться, либо приседать на корточки. Чтобы ребенку было веселее играть в эту игру, можно устроить настоящие соревнования наперегонки. Конечно, родителям придется уступить пальму первенства своему карапузу.

«Покажи как»

Имитация движений различных представителей мира флоры и фауны отлично развивает мышцы и координацию малыша. Можно попросить ребенка показать, как ходит кошка, плавает рыбка, летает птичка, качается дерево, растет цветочек и т.д. Такая зарядка не только пойдет на пользу ребенку, но и изрядно позабавит его.

Игры с мячом

Перекатывание мяча руками из положения стоя способствуют развитию мышц туловища малыша. А игра в футбол научит кроху сохранять равновесие и управлять своими движениями. Во избежание травм и падений следует катать мяч на ходу, а не на бегу.

Развитие мелкой моторики

Упражнения

Здесь на помощь родителям приходят пальчиковая гимнастика и различные творческие занятия. Малыш может хлопать в ладоши, меняя громкость и темп, сжимать кулачки, а затем разжимать их, хлопать фалангами по столу и т.д. Также малышу будут весьма полезны следующие упражнения:

  • поочередное перекатывание разными пальцами мелких предметов: бусинок, камешков, шариков;
  • «хождение» по столу средним и указательным пальцами с постепенным наращиванием темпа (обязательна смена рук);
  • махание в воздухе одними пальцами;
  • сбор всех пальцев в «щепотку» с их последующим разведением («сбежались-разбежались»).

Творчество

Из творческих занятий двухлетним карапузам оптимально подойдут лепка и рисование. Можно выдать крохе большой лист ватмана или отрез обоев, предложив нанести на них рисунок пальчиковыми красками. Стоит научить малыша делать отпечатки своих ладоней и стоп, проводить линии пальцем или оставлять на бумаге разноцветные брызги. Конечно, после подобных занятий ребенка придется долго отмывать в ванной. Альтернативой такому активному творчеству может стать классическое рисование на альбомном листе простым карандашом. Кроха сможет поупражняться в художественном мастерстве и при этом останется абсолютно чистым.

Развиваем слух

Игры, направленные на развитие слухового восприятия крохи, научат его сосредотачиваться на звуках. А без этой способности ребенок просто не сможет воспринимать обращенную к нему речь.

Пение и танцы

Исполнение песен с отстукиванием ритма и обыгрыванием сюжета позволит превратить обычное музицирование в настоящее театральное представление. Можно также напевать мотив известных малышу мелодий, чтобы он самостоятельно угадывал их. Озвучивание различных просьб шепотом научит ребенка прислушиваться к речи, а игра с колокольчиком – определять направление звука. Попросив карапуза закрыть глаза, нужно перемещаться вокруг него, звоня в колокольчик или стуча в бубен. Пусть кроха указывает рукой в ту сторону, откуда доносится звук.

Музыкальные загадки

В этом возрасте детки весьма охотно разгадывают музыкальные загадки. Прежде чем задавать крохе вопрос, необходимо вместе с ним постучать карандашом по различным предметам (стеклянной банке, ножке стула, мячу и т.д.), прислушиваясь к звукам. После этого ребенок должен отвернуться или закрыть глаза. Тем временем мама начинает стучать по предмету, а малыш угадывает, что это за предмет. Потом следует поменяться ролями.

Музыка

Ну и, конечно же, ничто так не развивает слух карапуза, как прослушивание музыки. детям любого возраста. Конечно, для детей до трех лет репертуар нужно подбирать особо тщательно. Ведь психика крохи находится на этапе формирования и слишком агрессивная или депрессивная музыка может травмировать ее. Малышам подходят не только детские песни, но и классические композиции Моцарта и Чайковского, а также звуки природы. Идеальным же вариантом станет живое исполнение мелодий на гитаре, фортепиано или даже свистульке.

Развиваем речь

Самым простым и действенным способом развития речи в двухлетнем возрасте является побуждение к общению. Родителям необходимо призывать кроху к диалогу фразами: «расскажи мне», «спроси у…» и т.д. Поскольку на данном этапе детки еще не очень хорошо умеют облачать свои мысли в слова, взрослым следует выдерживать паузы в разговоре, позволяя малышу подобрать правильные определения или сформулировать ответ. Расширить активный и пассивный словарь крохи поможет регулярное чтение сказок. Не лишним будет научить малыша выделять отличительные особенности персонажей, подбирая для этого соответствующие прилагательные. К примеру, лиса – хитрая, медведь – косолапый, заяц-трусливый и т.д.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «С ребенком нужно много разговаривать. Если есть возможность вместо взрослой музыки поставить детские песни или аудиосказки, нужно сделать это. Вообще, следует привлекать всех родственников, побуждая их много беседовать с малышом. Помочь говорить могут только те, кто рядом говорят».

Артикуляционная гимнастика

Обязательной частью распорядка дня ребенка должна стать артикуляционная гимнастика. Она научит малыша лучше чувствовать свои губки и язычок, а также управлять ими. Упражнения можно выполнять между дел, превратив их в забавную игру. К примеру, провожая малыша в детский сад, стоит ввести ритуал отправления друг другу воздушного поцелуя. Удивительно, но это незамысловатое действие тоже является элементом артикуляционной гимнастики. В процессе трапезы можно предложить крохе веселое соревнование, кто дольше удержит на языке орешек или мармеладку. А в ходе повседневных игр стоит время от времени имитировать гудение паровоза или самолета, завывание метели, вытягивая губы в трубочку.

Развивающие игрушки

Поскольку двухлетний карапуз постоянно находится в движении, следует направлять его энергию в позитивное русло. Тут на помощь родителям придут игрушки для организации активного досуга, а именно:

  • мячи различных цветов и размеров;
  • фитбол для гимнастических упражнений;
  • сенсорные и ортопедические коврики;
  • беговел, санки, велосипед.

Среди игрушек для развития воображения и крупной моторики, координации движений, конструктивного и пространственного мышления можно выделить:

  • наборы «Лего» и другие конструкторы с деталями различных размеров, форм и цветов;
  • игра «рыбалка»;
  • трафареты;
  • пластилин, пальчиковые краски и прочие материалы для творчества.

Поспособствуют сенсорному развитию крохи, а также формированию его математического и логического мышления следующие игрушки:

  • паззлы с 4-6 крупными деталями;
  • мелкие предметы: фигурки животных, крупы, желуди и шишки (их можно угадывать на ощупь, пересыпать, группировать и т.д.);
  • мозаика;
  • сенсорные карточки;
  • рамки-вкладыши;
  • лото;
  • домино.

Конечно, двухлетний кроха еще не способен самостоятельно организовывать свой досуг. В этом ему должны помочь родители. Чтобы игрушки приносили малышу максимум пользы, взрослым необходимо научить ребенка правильно пользоваться ими, придумывать сюжеты для игр.

Не стоит давать крохе слишком сложные задания, ведь в случае неудачи он сильно расстроится и потеряет интерес к процессу.

Для более полного усвоения новой информации следует подключать все органы чувств малыша, чередовать между собой разные виды деятельности. Даже если карапуз не настроен на развивающие занятия, он непременно почувствует искреннюю заинтересованность взрослого в процессе и невольно включится в игру. В итоге и родители и ребенок получат массу позитивных впечатлений.

Заключение

Таким образом, двухлетние малыши уже многое умеют. Их активный словарный запас насчитывает 250-300 слов, из которых крохи постепенно начинают складывать предложения. В их речи проскальзывают прилагательные и местоимения, которые включаются в общение вполне осознанно. Что же касается двигательных навыков, то в два года детки могут подниматься и спускаться по лестнице, перешагивать через препятствия, бегать и подпрыгивать. Да и в быту малыши становятся более самостоятельными. Они своевременно просятся на горшок, аккуратно кушают жидкую пищу ложкой и охотно помогают родителям по хозяйству. Все эти умения и стремления должны получать одобрение со стороны родителей и направляться в нужное русло.

Родители всегда ждут с особым трепетом первые слова ребенка. Обычно к 2 годам большинство детишек начинают разговаривать, однако так бывает не всегда. В практике логопедов часто встречаются случаи, когда ребенок не разговаривает в 2 года, хотя понимает обращенную к нему речь.

Это вызывает беспокойство родителей, они обращаются к специалистам, пытаясь выяснить причину, почему ребенок не разговаривает в 2 года.

Все специалисты сходятся в едином мнении: в 2 года еще рано бить тревогу о том, что ребенок не говорит. В этом возрасте, возможно некоторое отставание в речевом развитии даже у вполне здоровых детей, которое в будущем может быть скомпенсировано.

Однако, если проблема родителей действительно волнует, стоит разобраться, есть ли у ребенка , речевое расстройство или он развивается нормально.

Признаки задержки речевого развития в 2 года:

  • Ребенок не хочет разговаривать, т.е. не стремится повторять слова за взрослыми;
  • Малыш не реагирует на просьбы взрослых повторить слова;

Только если у ребенка наблюдаются перечисленные признаки, можно говорить о задержке речевого развития.

Если он старается повторять слова взрослых по-своему: мычит, лепечет на своем языке, реагирует на обращенную к нему речь, ребенок развивается нормально.

Родителям стоит лишь помочь ребенку начать говорить, стимулируя его развитие при помощи игры и занятий. Если у ребенка есть признаки задержки речевого развития следует разобраться, какие за этим кроются причины.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Сенсорная алалия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

  • Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

  • Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

  • Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Случай из практики: на приеме у детского психолога мама рассказывает, что дочка начала разговаривать в 2 года 2 месяца. Однако после того, как они развелись с мужем, ребенок перестал общаться с близкими. Девочка стала молчаливой, «забыла» слова, которые раньше произносила. Сейчас ребенку 2 года 8 месяцев, и она не разговаривает. В этом случае ребенок явно пережил стресс, в связи с разводом родителей, что сказалось на его развитии. При стрессе важно как можно быстрее помочь пережить его. Лучше обратится к детскому психологу, который в игровой форме поможет сбросить ребенку накопившееся напряжение.

  • Еще одной психологической причиной, не говорит в возрасте 2 лет, может стать отсутствие должного внимания к нему. В таких семьях родители мало проводят времени с детьми, мало общаются, не побуждают к разговорам и совместной развивающей деятельности.

Что делать если ребенок не говорит

Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.

  1. Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
  2. Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
  3. Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
  4. Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
  5. Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
  6. Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
  7. Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
  8. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
  9. Учите малыша правильно дышать. Правильное поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
    Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.

  • Дыхательные упражнения.

Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.

«Подуй на снежинку»

Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.

«Бабочка»

Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.

«Кораблики»

Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.

  • Упражнение на развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик»

Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.

Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.

Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«Слоненок»

Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.

Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.

Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

  • Игры на развитие моторики

Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.

Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.

Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи. Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу.

Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий.

Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.

Формирование речи у маленьких детей происходит поэтапно. Сначала они улавливают звуки взрослых, затем учатся говорить первое слово. Но что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает? Как отличить норму речевого развития от патологии и когда стоит обратиться за помощью к логопеду? Итак, давайте разбираться, где таится опасность, в чем причины и как помочь крохе самостоятельно разговориться.

Как развивается речь у ребенка

Когда на втором году жизни малыш не говорит либо мало произносит слов, родители нервничают и начинают искать причину возможных нарушений. Взрослым нужно понимать, что развитие речи ребенка – это сложный и длительный этап, который может не соответствовать общепринятым нормам. Одни дети овладевают речевыми навыками очень рано, другим нужно время. Поэтому, если в знакомых, ребёнок такого же возраста уже произносит фразы из 2-3 слов, а ваш «карапуз» молчит, значит нужно уделить больше внимания активному общению.


Перед начальным проявлением связной речи должно пройти несколько этапов:

  • от рождения до года – в первые два месяца мама и папа из уст младенца слышат только плач. После трех-четырех месяцев ребенок начинает агукать и гулить. Способность осваивать речь и вести диалог появляется после полугода. Малыш внимательно следит за общением родителей, копирует артикуляцию, движения губ и пытается воспроизводить некоторые несложные звуки.
  • от 1 года до 3 лет – к году начальная стадия формирования речевого аппарата завершается. Ребенок понимает значение многих слов, умеет правильно формировать связь между предложениями и конкретными объектами. Например, завидев собачку, он будет показывать пальчиком и протяжно лепетать «ав-ав», на бабушку, говорит слог «ба» и прочее.
  • от трех до семи лет – реже пропускает предлоги и отдельные слоги. В этот период ребенок учится хорошо говорить простыми предложениями. Развитие речевого общения можно улучшить с помощью игр и частых разговоров в кругу семьи.

Если малыш часто задает вопросы, старайтесь на них отвечать, даже когда устали после рабочего дня. В 4-5 лет кроха очень любознателен, он активно изучает язык и быстро усваивает полученную информацию. Поэтому во время общения произносить слова нужно в правильной интонации и ударении.

Как определить проблему?

Педиатры рекомендуют не волноваться раньше времени, если ребенок не говорит в 2 года. Вначале необходимо определить причины задержки развития речи (ЗРР) и только после этого принимать меры. Для этого необходимо посмотреть за поведением малыша. Ведь кто как не мама лучше знает своего младенца и может понять, есть ли отклонения от нормы.


Рассмотрим ситуации, которые потребуют медицинской консультации:

  1. Грудничок никак не хочет реагировать на шум и громкий звук, а также голоса родителей.
  2. В три-четыре месяца малыш не гулит и не проявляет физическую активность на общение (отсутствует улыбка, реакция и повороты в стороны на звуки голосов).
  3. 9-12 месяцев, наблюдается низкая вербальная активность либо кроха не лепечет.
  4. В годик ребенок не способен показать на названные предметы на картинках, иллюстрациях.
  5. 1,5 года, отсутствует реакция на имя, когда его зовут, не умеет произносить несложные слова (мама, папа).
  6. В 2 года ребенок неохотно говорит односложные предложения или произносит речь невнятно.
  7. На третьем году словарный запас насчитывает не более 30-ти односложных слов, ребенок неправильно проговаривает окончания.

Педиатры советуют молодым мамам не пропускать графика плановых осмотров детей. Ведь чем раньше выявлена патология речевого развития, тем проще начать адекватное лечение, либо составить для малыша методику интеллектуального обучения (при отсутствии неврологических расстройств).

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.


К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

  1. Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
  2. Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи. Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
  3. Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Что делать родителям: Комаровский

Появление речи у ребенка индивидуально и зависит от многих факторов – физиологических, психологических и социальных. При обнаружении задержки интеллекта многие родители не знают, что делать и какие специалисты работают с такими детишками. Что советует врач Комаровский? Во-первых, призывает не паниковать, так как в большинстве случаев медицинская помощь не нужна. Во-вторых, чтоб научить малыша хорошо говорить, нужно создать благоприятную атмосферу в семье:

  • ограничить либо вовсе исключить просмотр телевизора, компьютера, планшета в присутствии детей;
  • больше уделять внимания двигательной активности, специальным логопедическим упражнениям и общению с малышом;
  • заниматься развитием мелкой моторики, которая напрямую зависит от работы речевого аппарата.


Старайтесь создать такие ситуации, при которых ребенок станет активнее разговаривать. Никогда не озвучивайте и не подталкивайте к произношению слов. Такие действия только усугубят ситуацию.

Важно! Если в семье все благополучно, малыш в 2 года физически развит нормально, но плохо говорит, нужно набраться терпения и подождать, пока он подрастет и станет старше.

По статистике, большинство современных детей позже начинают говорить, чем их сверстники, родившиеся в конце 90-х годов. Логопеды и неврологи объясняют это тем, что современные детки больше времени проводят за играми в телефоне либо подолгу сидят у телевизора, при этом они меньше общаются.

Обучающие методики произношения звуков

Существует ряд простых методик, способных научить кроху говорить слова и звуки, а также сложные конструкции речи:

  • Озвучивание предметов – изображений на картинках, иллюстрациях. Ребенок хорошо улавливает слова и пытается повторять за мамой. Здесь очень важна интонация и четкость произношения («это птичка», «здесь кошка»). Не настаивайте, если он что-то забыл, либо отказывается отвечать. Лучше повторить еще раз название изображенного объекта. Основная задача – это подтолкнуть упрямого малыша к разговору.
  • Чтение потешек, сказок, стишков, использование кукольных спектаклей. Следите за речью, чтоб ребенок отвечал правильно, просите повторять те слова, которые он не смог произнести или плохо выговаривает.

Развитие мелкой моторики

Научить ребёнка хорошо говорить можно с помощью пальчиковых игр. Педиатры советуют начинать обучение мелкой моторики рук с самого раннего возраста. Детям нравится изучать мир касательными движениями. Например, можно предложить считалку. Мама перечисляет названия животных на картинках и поочередно зажимает крохе пальчики. Для начала достаточно нескольких занятий в день. С каждым последующим месяцем, изучайте новые, более увлекательные игры.

Помните, что лепки из пластилина, перебирания бусинок, собирание пазлов, завязывание шнурков и прочие игровые занятия, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

Развиваем речь упражнениями

Почему многие современные дети в 2 года плохо говорят? Отсутствие прогресса в общении может свидетельствовать о несовершенстве артикуляционной системы – короткой уздечке языка, пониженном тонусе мышц. При таких нарушениях у малыша постоянно приоткрыт ротик, сильно выделяется слюна, он не может пережевывать твердые кусочки пищи.